Navigation bar
  Print document Start Previous page
 476 of 726 
Next page End  

многого, почти невозможных вещей. Он определяет это индивидуально, в зависимости от того, что
чувствует в каждом своем ученике. Я заметила, что иногда он говорит прямо, а порой лишь намекает.
Бывает также, что он отвечает еще до того, как ему задали вопрос...
Держа в руках целую кипу книг, я стояла у кабинета учителя. Он находился в нескольких шагах от
меня с группой людей. Вдруг гуру окликнул меня по имени:
— Радха, отпусти это!
Мне показалось, что он смотрит на мою левую руку. На мгновение я заколебалась, а затем
выронила все книги. Но он снова повторил:
— Радха, отпусти это!
Меня осенило: это — эго! А не книги.
Я подошла к нему и припала к его ногам — впервые.
[В тот вечер] «Когда вернешься на Запад, — сказал он,— не работай больше ради денег».
— Но, гурудев, как я буду жить?
— Бог о тебе позаботится. Никто, кроме Бога, не заботился о тебе до сих пор!
— В Америке и Канаде ценят деньги. Меня не поймут, если я буду просить милостыню.
— Почему ты боишься? Когда ты приехала в Индию, ты не боялась тигров, львов и гепардов. Бог
защитил тебя здесь. Он защитит тебя везде.
Учитель не понял смысла моих слов. Я попыталась объяснить еще раз: «Очень немногие
действительно интересуются йогой и ведантой. Если им придется обо мне заботиться, то я скоро стану
им в тягость. Я здорова. Почему я не должна работать?»
«Потому, — прервал учитель поток моей речи, — что ты не сможешь заставить людей жить с
верой в Бога, если сама не будешь так жить. Ты должна попытаться дать им пример».
Как он был прав! Раз он сам был таким примером, он завоевал мое сердце и убедил разум. А я? У
меня не хватает смелости для подобных экспериментов.
«Радха! Есть еще столько гордости — скрытой!» Он ударил в больное место. Спорить
бессмысленно. Он абсолютно прав. Как я еще вообще могу надеяться, что избавлюсь от всего этого!
(Radha, 1981, р. 68-69, 168-169).
Итоги главы
- Йога корнями уходит в древнюю индийскую культуру. Впервые она упоминается в древних
Ведах. Йог Патанджали систематизировал йогу и описал как отдельную философскую школу.
- «Бхагавадгита», часть великого индийского эпоса — «Махабхараты», популяризует йогу. В
«Бхагавадгите» Кришна (гуру, «я») руководит Арджуной (эго).
- Классическая йога основана на работах Патанджали, говорившего о необходимости
переживания экстатических состояний сознания (самадхи).
- В классической йоге существует жесткий дуализм между духом (пуруша), являющимся чистым
сознанием, и природой (пракрити),
из которой развиваются все материальные и нематериальные
формы. Природа и дух вечны и неизменны.
- Идеал йоги состоит в том, чтобы получать радость из ее источника — эго. Йога в самом
широком смысле охватывает все религиозные и систематические практики, предназначенные для
реализации эго посредством успокоения сознания и сфокусированности сознания на себе самом.
- Сознание можно контролировать, если подавить или снизить подсознательные тенденции
(samscaras).
- Самый важный атрибут гуру в Индии — духовное сознание. Шесть функций гуру:
побуждающий, показывающий, объясняющий, открывающий, учитель и просветитель.
- Инициация — одна из главных составляющих йогической практики. Будучи в первую очередь
формой передачи духовного опыта, она в то же время устанавливает особую связь между гуру и
учеником, когда учение присоединяется к кругу гуру.
- Главные школы йоги подходят различным типам личностей: карма-йога (йога действия),
джнана-йога (йога познания), бхакти-йога (йога любви), хатха-йога (телесная йога), мантра-йога (йога
Hosted by uCoz