Navigation bar
  Print document Start Previous page
 48 of 726 
Next page End  

реакции могут действительно скрывать детскую травму. Например, чувство отвращения по отношению к
пище, которую годами даже не пробовали, может скрывать воспоминания о несчастливом времени,
связанном с этой пищей. Фобическая реакция эффективно предохраняет человека от приближения к
объекту или классу объектов, которые могли бы стать более угрожающим источником тревоги.
Наблюдая как уместные, так и неуместные проявления эмоций, Фрейд нашел ключи к раскрытию
и пониманию мотиваций внутри бессознательного.
Интеллект
Интеллект — это один из рабочих инструментов, имеющихся в распоряжении эго. Человек,
который наиболее свободен, может использовать рассудок, когда это целесообразно, и его
эмоциональная жизнь открыта сознательному контролю. Такой человек не управляется последствиями
своих неосуществленных желаний в переживаемых событиях, но может реагировать непосредственно
на каждую ситуацию, в которой оказывается, сопоставляя индивидуальные желания с ограничениями,
налагаемыми культурой.
Самой поразительной и, вероятно, самой сильной стороной Фрейда была его страсть к истине и
его бескомпромиссная вера в разум. Для него только разум был той способностью человека, которая
могла помочь ему разрешить жизненные проблемы или, по крайней мере, уменьшить страдание,
присущее человеческой жизни.
«Рассудок, как считал Фрейд, это только инструмент или средство — мы должны иметь смысл
жизни, расстаться с иллюзиями... стать независимыми от оков чужих авторитетов и, таким образом,
установить свой собственный авторитет» (Fromm, 1959).
Что касается самого Фрейда, как и века, в котором он жил, нельзя недооценивать влияние работ
Дарвина. Неоспоримая задача времени заключалась в доказательстве того, что рациональное мышление
ставит людей над животными. Большая часть противодействий работам Фрейда проистекала из
очевидности того, что люди менее разумные существа, в меньшей степени управляют своими эмоциями
и больше похожи на животных, чем кто-либо мог предположить.
Надежда и личная убежденность Фрейда основывались на том, что разум имеет первостепенное
значение и что интеллект — это самый важный, если не единственный, инструмент, с помощью
которого сознание сохраняет контроль над своими телесными сторонами.
Фрейд понимал, что любой аспект бессознательного существования в свете сознания мог быть
рассмотрен рационально: «Где есть ид, там пусть будет эго» (1933, р. 80). Там, где преобладают
иррациональные, инстинктивные побуждения, пусть они будут выявлены, обузданы и подавлены эго.
Если исходное побуждение не подавляется, для эго ставится задача разработки надежных и достаточных
методов удовлетворения желания или насыщения. Использование интеллекта зависит от способности и
силы эго.
Самость
Самость — это единая сущность: тело и инстинкты, а также сознательные и бессознательные
процессы. По Фрейду, самости, независимой от тела или разъединенной с ним, нет места в
биологических воззрениях. Сталкиваясь с таким метафизическим или духовным изображением
человеческого рода, Фрейд утверждал, что это вне его компетенции как ученого. С тех пор
психоаналитики продвинулись далеко вперед и пространно описали данную тему.
«Все еще не существует приемлемых оснований для подтверждения мнения о том, что
психоанализ представляет собой эффективный способ лечения» (Rachman & Wilson, 1980, p. 76).
Психотерапевт и психотерапия
Мы, главным образом, касаемся общей теории личности Фрейда. Фрейд сам, однако, был
заинтересован в практическом применении своей работы — практике психоанализа. Цель психоанализа
состоит в том, чтобы помочь пациенту установить оптимальный уровень функционирования эго при
Hosted by uCoz