Navigation bar
  Print document Start Previous page
 481 of 726 
Next page End  

to healing. New York: Wiley.
Sanella, L. (1987). The kundalini experience: Psychosis or transcendence? Lower Lake, СA: Integral
Publishing.
Shamdasani, S. (Ed.). (1996). The psychology of kundalini yoga: Notes of the seminar given in 1932 by C. G.
Jung. Princeton, NJ: Princeton University Press.
Smith, H. (1987). The religions of man. New York: HarperCollins. Taimni, I. K. (1961). The science of Toga.
Wheaton, IL: Quest.
Tart, C. (1986). Waking up: Overcoming obstacles to human potential. Boston: New Science Library.
Timmons, В., & Kamiya, J. (1970). The psychology and physiology of meditation and related phenomena: A
bibliography. Journal of Transfersonal Psychology, 2, 41-59.
Timmons, В., & Kanellakos, D. (1974). The psychology and physiology of meditation and related phenomena:
Bibliography II. Journal of Transpersoncil Psychology, 4, 32-38.
Vishnudevananda, Swami. (1960). The complete illustrated book of Toga. New York: Pocket Books.
Vivekananda, Swami. (1976). Jnana-yoga. Calcutta: Advaita Ashrama.
Vivekananda, Swami. (1978a). Bhakti-yoja. Calcutta: Advaita Ashrama.
Vivekananda, Swami. (1978b). Karma-yoga. Calcutta: Advaita Ashrama.
Walsh, R. (1999). Asian contemplative disciplines: Common practices, clinical applications, and research
findings. Journal of Transpersonal Psychology, 31, 83-107.
Wood, E. (1956). Toga dictionary. New York: Philosophical Library.
Yogananda, Paramahansa. (1963). Cosmic chants. Los Angeles: Self-Realization Fellowship.
Yogananda, Paramahansa. (1967). Metaphysical meditations. Los Angeles: Self-Realization Fellowship.
Yogananda, Paramahansa. (1968a). Sayings of Togananda. Los Angeles: Self-Realization Fellowship.
Yogananda, Paramahansa. (1968b). Spiritual diary. Los Angeles: Self-Realization Fellowship.
Yogananda, Paramahansa. (1972). The autobiography of a yogi. Los Angeles: Self-Realization Fellowship.
Глава 17. Дзэн и традиция буддизма
Когда Будду спросили, каким образом следует оценивать религиозные учения и духовных
наставников, он ответил:
«Вы, кто следует за мной, слушайте внимательно. Держите глаза открытыми, искатели истины.
Относитесь взвешенно к слухам, обычаям, молве. Не допускайте, чтобы авторитет какой бы то ни было
личности из Писаний вводил вас в заблуждение. Логика и доводы, изощренные обоснования,
одобрение уважаемого мнения, правдоподобность идей, почтение к лидеру который вас ведет, — на все
это не следует особо полагаться. Только когда вы знаете и уверены, что знаете: что все это не на благо,
что все это ошибочно, что все это контролируется интеллектом, что все это повлечет за собой утраты и
огорчения, — только когда вы знаете, вы можете отвергнуть или принять это» (Dhammapada
[«Дхаммапада», древний буддистский текст. — Прим. перев.], Lal, 1967, p. 17).
Основной целью дзэн-буддизма является подведение людей к непосредственному, личному
пониманию Истины. Учение Будды отдает предпочтение опыту перед теологией и абстрактной
философией. Дзэн — это школа буддизма, одна из его ветвей, которая уделяет особое внимание
медитации и практике. Дзэнский философ Д. Т. Судзуки писал: «Основная идея дзэн — войти в контакт
с внутренними функциями нашего существа и проделать это как можно более непосредственным
образом, не прибегая ни к чему внешнему или привнесенному» (Suzuki, 1964, р. 44). В своем самом
широком понимании дзэн предлагает практический, опытный подход к духовности, подходящий для
всех религий.
«Помни: ты должен идти один; Будды лишь указывают путь» (Будда Шакьямуни).
Исторический экскурс
Буддизм основывается на учении Сиддхартхи Гаутамы, Будды. Термин будда — это титул, а не
Hosted by uCoz