Navigation bar
  Print document Start Previous page
 483 of 726 
Next page End  

добавления. Махаянисты также придают большее значение состраданию, в отличие от свойственного
Тхераваде упора на самодисциплину. Первоначально эти две великие традиции рассматривались в
качестве альтернативных частных интерпретаций буддизма, и приверженцы обоих подходов жили
вместе в одних и тех же монастырях, подчиняясь одним и тем же основополагающим правилам.
«Во всех проблемах человека повинна его неспособность контролировать и дисциплинировать
свой ум» (Далай-лама).
Дзэн представляет собой одну из основных школ традиции Махаяны. Восходящий к самому
Будде, дзэн, как считается, был принесен в Китай в VI в. Бодхидхармой, индийским буддистским
монахом, который придавал первостепенное значение не религиозным ритуалам, а медитации и
внутренней дисциплине. Под влиянием ряда великих китайских учителей дзэн постепенно превратился
в независимую школу буддизма со своими собственными монастырями, монастырскими правилами и
организацией. К 1000 г. дзэн стал в Китае второй по популярности буддистской школой.
В XII-XIII вв. два японских монаха, Эйсай (Eisai) и Догэн (Dogen), совершили путешествие в
Китай с целью изучения буддизма. Вернувшись в Японию, они построили храмы, подготовили
выдающихся учеников и основали две секты японского дзэн-буддизма: Сото (Soto) и Риндзай (Rinzai).
Согласно Учителю Эйсаю (1141—1215), который ввел в Японии Риндзай-дзэн, просветление может
быть достигнуто с помощью дзэнских «загадок», или коанов.
Учитель Догэн (1200—1253), основатель
японского Сото-дзэн, подчеркивал важность двух основных положений: 1) между повседневной
практикой и просветлением не существует какого-либо барьера; 2) правильные повседневные действия
— это и есть буддизм.
Подобно тому как большинство глав этой книги освещают деятельность какого-то конкретного
теоретика, данная глава уделяет основное внимание конкретной буддистской школе — дзэн-буддизму,
являющемуся одной из многочисленных буддистских традиций и школ. В настоящей главе буддистские
понятия и психология излагаются с точки зрения Сото-дзэн.
В сущности, буддизм един. Различные учителя и школы лишь интерпретируют фундаментальные
истины буддизма с целью приспособления их к собственной культуре и обществу. В разделе «Новые
тенденции» (Recent Developments) мы описываем основные достижения двух других буддистских школ,
получивших известность в США: Тхеравады и тибетского буддизма.
Основные понятия
В основе буддистского мышления лежит концепция существования, характеризуемого
непостоянством, отсутствием неуничтожимого «я», или души, и неудовлетворенностью или страданием,
являющимися главными атрибутами этого мира. Из этих характеристик выводятся основные принципы
буддизма: Четыре благородные истины и Восьмеричный путь. Дзэн-буддизм основывается на практике
медитации как средстве непосредственного восприятия принципов и истин буддизма, или достижения
«просветления». В буддизме постулируются два идеальных человеческих существа: архат и бодхисаттва.
Три характеристики существования
Согласно буддизму, существованию присущи три основные характеристики: непостоянство,
отсутствие «я» и неудовлетворенность.
Непостоянство (impermanence)
Все непрестанно меняется; все вещи характеризуются непостоянством.
Ни один физический
объект не существует вечно. И деревья, и здания, и солнце, и луна, и звезды конечны и, кроме того,
находятся в движении в каждый момент времени.
«Время летит быстрее, чем стрела, и жизнь мимолетнее росы. Каким бы искусным человеком вы
ни были, можете ли вы вернуть хотя бы один прожитый день?» (Dogen in: Kennett, 1976).
Непостоянны также мысли и идеи. Концепция непостоянства подразумевает, что не может быть
Hosted by uCoz