Navigation bar
  Print document Start Previous page
 486 of 726 
Next page End  

может быть иной. Тем самым, действуя подобающим образом сегодня, мы сможем сделать ее лучше, не
привязываясь при этом к достигнутым результатам.
Восьмеричный путь
Четвертая Истина предполагает, что существует способ искоренения страсти и
неудовлетворенности: это Восьмеричный, или Срединный, путь. Большинство людей стремятся
испытать как можно большее чувственное наслаждение. Другие, понявшие недостатки этого подхода,
склоняются к другой крайности — умерщвлению плоти. Буддистский идеал — умеренность.
«Монахи, избегайте этих двух крайностей. Каких двух? Во-первых, низменного, вульгарного,
постыдного и бесполезного потворства страстям и роскоши; во-вторых, мучительной, постыдной и
бесполезной практики самоистязания и умерщвления плоти. Избирайте Срединный путь,
рекомендованный Буддой, ибо он ведет к прозрению и покою, мудрости и просветлению»
(Dhammapada, Lal, 1967, p. 22).
«Не продавайте вино заблуждения. Ведь нет вещей, относительно которых можно было бы
заблуждаться. Если мы это поймем, мы уже просветлены» (Diamond Sutra [«Алмазная сутра», древний
буддистский текст. — Прим. перев.] in: Kennett, 1976).
Восьмеричный путь включает в себя правильную речь, правильное действие, правильный образ
жизни, правильное усилие, правильную внимательность (mindfulness), правильное сосредоточение,
правильное мышление и правильное понимание. Основной принцип состоит в том, что определенные
способы мышления, действия и т. д., как правило, наносят ущерб другим людям и причиняют вред и
служат помехой нам самим.
В буддистском учении и практике выделяют три неотъемлемые части: этичное поведение,
дисциплину ума и мудрость. Восьмеричный путь разбивают согласно этим трем категориям.
Этичное поведение основывается на фундаментальном буддистском учении о вселенской любви
и сострадании ко всем живым существам. К этичному поведению относят правильную речь, правильное
действие и правильный образ жизни.
Правильная речь подразумевает воздержание от: лжи; сплетен, клеветы и любого разговора,
который может способствовать разъединению и дисгармонии; резких, грубых или оскорбительных
выражений; бесполезной и глупой болтовни. Вместо этого мы должны говорить правду и употреблять
приветливые, приятные, корректные и приносящие пользу выражения. Мы должны обдумывать свои
слова и выбирать такие, которые соответствуют данному времени и месту. Если мы не можем сказать
ничего стоящего, тогда лучше всего хранить «благородное молчание».
Правильное действие подразумевает нравственное, честное и миролюбивое поведение. Чтобы
достичь этого, мы должны воздерживаться от: уничтожения живых существ; воровства; бесчестных
поступков; недозволенных сексуальных связей; употребления наркотиков или алкоголя (которые
затуманивают сознание). Кроме того, мы должны способствовать тому, чтобы другие люди вели
мирную и честную жизнь.
Мы будем вести правильный образ жизни,
если перестанем поддерживать свое существование
средствами, которые причиняют ущерб кому или чему бы то ни было, такими, как торговля оружием,
алкогольными напитками, наркотиками или отравляющими веществами, убийство животных или
мошенничество. Идеалом здесь является зарабатывание на жизнь честными, безупречными и не
причиняющими никому вреда способами.
К категории дисциплины ума относят правильное усилие, правильную внимательность и
правильное сосредоточение.
Правильное усилие связано с активной волевой деятельностью, используемой для: 1)
предотвращения нездоровых состояний ума; 2) избавления от таких состояний, если они уже имеют
место; 3) облегчения появления благотворных состояний ума и 4) развития и доведения до
совершенства этих благотворных состояний, когда они уже имеют место.
Правильная внимательность подразумевает осознание и проявление внимания к: 1) функциям
тела; 2) ощущениям или чувствам; 3) умственной деятельности и 4) конкретным идеям, мыслям и
представлениям. В школах буддизма были разработаны разнообразные виды медитации, в том числе
Hosted by uCoz