Navigation bar
  Print document Start Previous page
 499 of 726 
Next page End  

останется ничего другого, как только предаваться приятным воспоминаниям.
Эмоции
Важной целью буддистского обучения является научение тому, как контролировать свои эмоции,
избавившись от их власти. В большинстве эмоций нет ничего плохого; однако немногие люди
проявляют свои эмоции должным или адекватным образом. Большая часть людей гневается или впадает
в ярость из-за пустяков, подавляют свои чувства и привносят эмоции в ситуации, имеющие весьма
отдаленное отношение к источнику их гнева.
Путем обучения дзэнские ученики постепенно переносят состояние медитативного осознания на
все виды своей повседневной деятельности. Когда ученик начинает лучше осознавать свои
эмоциональные реакции на различные ситуации, эмоции утрачивают свою власть над ним. Один
дзэнский наставник сказал, что, если человек все-таки дает выход своему гневу, его проявление должно
быть подобно небольшому взрыву или удару грома; в этом случае чувство гнева переживается сполна, и
впоследствии от него можно будет полностью избавиться (Suzuki, n. d.).
Идеальное буддистское эмоциональное состояние — сострадание, которое можно рассматривать
как преодоленную эмоцию, чувство единства со всеми остальными существами, результат опыта
недвойственности.
Интеллект
Изучение буддистских писаний и интеллектуальное понимание буддистского учения являются
важными первыми шагами в буддистском обучении, как об этом свидетельствуют комментарии к
картинкам «В поисках быка». Однако упование на один лишь интеллект может помешать истинному
осознанию. Ананде, самому сообразительному и эрудированному из учеников Будды, понадобилось
почти в пять раз больше времени, чем другим ученикам, чтобы достичь просветления. После кончины
Будды другие ученики пришли к Ананде, который обладал такой поразительной памятью, что мог
повторить слово в слово все проповеди Будды. Но его любовь к спорам, его гордость своими знаниями
и его привязанность к своему наставнику были помехами на его пути к просветлению.
Чистый интеллект и абстрактные рассуждения полезны. Но интеллект и рассуждения сами по
себе не позволят нам понять себя и окружающий нас мир. Интеллект оказывается в сущности
бессильным, когда дело касается удовлетворения наших глубочайших потребностей. «Цель дзэн не в
том, чтобы демонстрировать нелогичность ради нее самой, а в том, чтобы люди поняли, что логика —
это не последнее слово и что существует некая трансцендентальная данность, которую нельзя постичь с
помощью одних лишь интеллектуальных способностей» (Suzuki, 1964, р. 67).
«Когда дзадзэн выполняется правильно, земля проницает небеса» (Dogen in: Kennett, 1976, p. 140).
Буддизм различает обычный сознательный ум и более глубокий Ум:
«Жить духовной жизнью — значит учиться и практиковать Путь-ум. Путь — это универсальная
тропа, которая представляет собой полную безмятежность и покой. Ее называют Умом. Этот Ум — не
обычный ум. Ум, как и безмятежность и покой, — это изначальная природа человеческого сознания...
Изучая психологию, человек старается понять основу сознания, которую называют
бессознательным... Психология старается понять этот бессознательный уровень и извлечь из него нечто
вещное. Когда вы стараетесь извлечь из него нечто вещное, это не что иное, как функционирование эго-
сознания... Но что бы эго ни удалось найти и рассмотреть, это всего лишь внешний покров Пути-ума.
Буддизм же — это непосредственное изучение и практика безмятежности и покоя» (Katagiri, 1988, р. 13).
Хотя эрудиция сама по себе не может принести большой пользы, интеллектуальное понимание,
подкрепленное его фактической практикой, весьма важно. В идеальном случае интеллектуальное
понимание углубляется и проясняется посредством медитации и обучения в повседневной жизни, в
согласии с буддистскими принципами. Например, тот, кто лишь читает о концепции сострадания, не
служа при этом другим людям, воспринимает сострадание только как бессодержательную абстракцию.
Буддистское учение — это живые истины, активно проявленные в жизни людей.
Hosted by uCoz