Navigation bar
  Print document Start Previous page
 503 of 726 
Next page End  

неполноценности, порождаемого ограниченным, себялюбивым эго. В отрывке, процитированном в
начале этой главы, Будда советует своим ученикам не следовать какому-либо учению, руководствуясь
репутацией или красноречием конкретного наставника, а полагаться на собственное здравомыслие и
опыт. В дзэн опыт является решающим критерием. Настоящим буддизмом считаются такое учение и
практика, которые помогают людям стать более зрелыми, ответственными и совершенными.
Новые тенденции: влияние буддизма
Буддистское мышление оказало значительное влияние на различные области психологии.
Медитация может обладать многими благотворными качествами психотерапии. Каррингтон, Эфрон
(Carrington & Ephron, 1975) и Энглер (Engler, 1986,
1993) исследовали ряд аспектов, в которых методы
психоанализа и медитации могут эффективно взаимодействовать. Эрих Фромм (Fromm, 1970) считал,
что цели дзэн и психоанализа тождественны. Они включают в себя постижение «я», освобождение от
тирании бессознательного и познание реальности. Фромм также указывал, что дзэн и психоанализу
присущ общий принцип, гласящий, что знание ведет к трансформации. Было установлено, что дзэнская
медитация является ценным дополнением терапии (Boorstein, 1988; Claxton, 1986; Fuld, 1991;
Kornfield,
1988), а восточные системы психотерапии, вдохновленные дзэн, пользуются на Западе все большей
популярностью (Reynolds, 1980, 1984, 1993). Бенуа (Benoit, 1990) подробно исследовал психологию
трансформации в дзэн. Соенг (Soeng, 1991) интерпретировал буддистские писания в свете современной
квантовой физики.
Гештальт-терапия также имеет с буддистской доктриной много общего. Обе подчеркивают
важность осмысленной жизни в настоящем. В обеих осознание является основным средством,
способствующим изменению. Перлс (Perls, 1969) утверждал, что наш враг — не бессознательное, а
сознательный ум. Будда также указывал, что именно сознательный ум подвержен страстям и цепляется
за ложную идею обособленного «я».
Некоторые психологи начали синтезировать медитативные прозрения и идеи когнитивной
психологии (Brown & Engler, 1986; Goleman, 1988; Shapiro, 1980; Shapiro & Walsh, 1984). Эмпирические
исследования показали, что дзэнская медитация оказывает заметное невралгическое и психологическое
воздействие (Hirai, 1989; Murphy & Donovan, 1988). Была установлена связь дзадзэн и других восточных
медитативных техник с более крепким здоровьем и способностью справляться со стрессом и
напряжением (Claxton, 1986; Dalai Lama et al., 1991; Kabat-Zinn, 1990, 1994; Shen-Yen, 1987).
В Соединенных Штатах приобрели популярность и влияние две другие школы буддизма —
тибетский буддизм и Тхеравада. Ряд тибетских буддистских наставников эмигрировали на Запад, где
они основали преуспевающие буддистские центры, подготовили большое число учеников и написали
важные книги. Один из наиболее известных наставников покойный Чогьям Трунгпа основал в г.
Боулдер, штат Колорадо, Институт Наропы.
[Наропа — индийский йогин, один из патриархов
тибетского буддизма (1016—1100). — Прим. перев.] Его книги (Trungpa, 1975, 1988) повлияли на многих
людей, интересующихся тибетским буддизмом.
Самый известный тибетский наставник — это, конечно, Далай-лама (1991, 1993), о котором
писали газеты всех стран, когда он получил в 1989 г. Нобелевскую премию мира. Авторами других
знаменательных трудов, следующих традиции тибетского буддизма, являются Эванс-Венц (Evans-Wentz,
1954, 1958, 1960) и Лама Говинда (Govinda, 1960).
Появился ряд работ, основанных на буддизме Тхеравады. Даниель Гоулмен, известный
трансперсональный психолог, пишет о медитации и состояниях сознания в традиции Тхеравады
(Goleman, 1988; Goleman & Davidson, 1979). Другая значительная фигура — Джек Корнфилд (Kornfield,
1987, 1993), одновременно и трансперсональный психолог, и буддистский священник. Широкое
распространение получила одна из основных практик буддизма Тхеравады —
випассана,
или
«интроспективная медитация» (Dhammadudhi, 1968; Goldstein, 1976; Sayadaw, 1972).
В США популярность буддизма заметно возросла после 1970-х гг. Он был встречен более
благожелательно, чем другие восточные традиции, поскольку в нем видели, скорее, психологию, чем
религию. Тем не менее один дзэнский учитель предупреждает, что как психология буддизм имеет
Hosted by uCoz