Navigation bar
  Print document Start Previous page
 506 of 726 
Next page End  

образ жизни, правильное усилие, правильную внимательность, правильное сосредоточение, правильное
мышление и правильное понимание.
- В дзэн выделяют две основные медитативные практики. Человек может либо просто сидеть,
предаваясь сосредоточенному осознанию, либо сфокусировать свое внимание на коане, дзэнском
парадоксе.
- В дзэнской школе Риндзай первостепенное внимание уделяется достижению просветления
путем работы над коаном. Школа Сото исходит из двух основных положений: 1) между повседневной
практикой и просветлением не существует какого-либо барьера и 2) правильное поведение — это сам
буддизм.
- В школе Сото загадка повседневной жизни, какой она явлена каждому человеку,
рассматривается в качестве его личного коана и представляет собой наиболее важный аспект его
обучения.
- Медитация — это не просто техника достижения чего-то, но и по своей сути законченная
практика.
- В дзэн наряду с понятием просветление часто используются термины сатори («интуитивное
понимание») и кэнсе («всматриваться в собственную природу»). Оба термина имеют отношение к
восприятию истины буддистского учения как динамичного состояния бытия, а не как статичного
состояния, в котором человек может пребывать постоянно.
- Архат — это человек, освободившийся от мира и от своей привязанности к семье,
собственности и удобствам. Цель поиска — духовное совершенство и отказ от мира; основной упор
делается на саморазвитие.
- Бодхисаттва — это человек, поклявшийся оставаться в этом мире до тех пор, пока все
наделенные чувствами существа не будут избавлены от страдания. Восприятие страданий других людей
как своих собственных вызывает сострадание ко всем существам. Идеалом здесь является служение
окружающим.
- С помощью просветления преодолевается не мир, а себялюбивое эго.
- В дзэнской традиции путь духовного роста иллюстрирует серия картинок «В поисках Быка».
Бык символизирует природу Будды, а процесс его обнаружения отражает внутренний поиск и духовное
развитие дзэнского ученика.
- Алчность, ненависть и заблуждение рассматриваются как основные источники страдания или
«три огня» буддизма. В человеке присутствуют все три качества в соотношении, которое меняется в
зависимости от обстоятельств.
- Буддизм побуждает к восприятию одновременно и реального, и идеального и признает наличие
напряжения между обоими. Такая диалектика способствует творческому напряжению, позволяя
заниматься существующими недостатками и при этом двигаться в направлении идеала.
Ключевые понятия
Алчность (Greed).
Желание иметь больше, чем мы имеем или чем нам необходимо. Основной
недостаток большинства людей. Тех, кто находится во власти алчности, отличает неудовлетворенность,
коварство, тщеславие и любовь к сладкой, обильной пище и нарядной одежде. Алчность можно
обратить в сострадание за счет самодисциплины и следования заповедям. Алчность является одним из
«трех огней», или помех росту.
Взаимозависимость (Interdependence).
Буддистская характеристика мира как текучих,
взаимосвязанных процессов. Концепция взаимозависимости противоположна свойственной людям
тенденции рассматривать мир как статичный и сегментированный.
Гордыня (Pride).
Состояние, которое может привести к искажению учения или отсутствию
уважения к своему наставнику. Чтобы ученики смогли победить свою гордыню, им следует напоминать,
что реальностью существования является непостоянство и что обучение в буддизме бесконечно.
Гордыня может стать помехой росту.
Дзадзэн (Zazen). Дзэнская медитация. Ее характеризуют как «просто сидение».
Hosted by uCoz