Navigation bar
  Print document Start Previous page
 516 of 726 
Next page End  

Однако, окруженный все растущей славой, Газали вдруг впал в жестокую депрессию, потерял
веру в свое учение, свои преподавательские способности и вообще в свои возможности. Затем он стал
сомневаться даже в собственных ощущениях и чувствах. В конце концов он стал страдать от частичного
паралича голосовых связок, что не давало ему возможности преподавать. Исследовавшие его доктора не
смогли найти каких-либо физических причин этих симптомов. Через два месяца он ушел из
университета. Стало известно, что он намеревается совершить паломничество в Мекку. На самом деле
Газали оформил опеку своего имущества, оставил семью и сделался дервишем, религиозным бродягой и
искателем истины.
Газали изучил системы официально принятой философии и теологии, но они больше не казались
ему плодотворными; он прочитал произведения суфийских мистиков, но понял, что не может принять
их: «Я видел, что для того, чтобы действительно глубоко понять это учение [суфизм], необходимо
сочетать теорию с практикой» (1968, р. 46). Страстное желание понять учение суфиев привело к
приобретению его собственной психологической структуры. Он был полон решимости стать
посвященным — тем, кто сам видел и сам прочувствовал.
«Разве ты не видишь, — размышлял я, — что, пока ты спишь, твои сны представляются тебе
абсолютно реальными? Проснувшись, ты понимаешь, что на самом деле это были всего лишь
фантастические химеры. Но кто может тогда убедить тебя в истинности тех представлений, которые
сложились у тебя в результате действий твоих чувств и твоего разума в состоянии бодрствования?» (Al-
Ghazzali, 1968 а, р. 18).
Аль-Газали понял, что принципы мистицизма легко заучить, но трудно применить на практике:
«Я основательно познакомился с их исследованиями, я выучил все, что было возможно,
относительно их методов путем научных занятий и устного обучения. Мне стало ясно... что суфизм
состоит скорее из жизненных опытов и переживаний, чем из определений и описаний, и то, чего мне
не хватало, принадлежит к этой области, не к теоретическому обучению, а к... посвящению в тайну
(initiation)» (1968, р. 47-48).
«Он продолжал следовать своим путем, избегая попадаться на глаза людям из общества,
бродяжничая между Дамаском и Иерусалимом. В своих одиноких блужданиях он искал встречи со
святыми, принадлежавшими к различным вероучениям, у которых он учился практике мистицизма,
основанной на воспоминании имени Господа, размышлении и памяти о Нем. Он стремился к
одиночеству и смирению, придерживаясь сурового аскетизма. Это привело к тому, что у него развилась
интуиция и раскрылись способности, о которых он не подозревал» (Behari, 1972, р. XXII).
В течение последующих десяти лет Газали написал свою самую важную работу «Возрождение
религиозных наук» (Revival of Religious Science, 1972), которая связала переживания и опыты суфиев с
верованиями и ритуалами ислама. Он создал основу, на которой патологическое, нормальное и
мистическое поведение объединились в единое поле человеческого опыта. Он восстановил в исламе
элементы личностного развития и персональные переживания, притом что ислам быстро приобретал
жесткие и ограниченные формы. Кроме различных, разбросанных тут и там работ, Газали написал еще
популярный, сокращенный вариант «Возрождения религиозных наук», озаглавленный «Алхимия
счастья» (The Alchemy of Happiness, 1964 а), в котором описывается, как человек может преодолеть свою
низменную природу и найти счастье благодаря верному познанию самого себя, Бога, этого мира и
последующего мира.
После 11 лет бродяжничества Газали согласился на уговоры султана и занял пост в Нейсабуре
(Naysabur). Через несколько лет он вернулся в городок, где родился, и там, окруженный учениками, вел
жизнь религиозного подвижника, пока не умер в возрасте 55 лет.
Газали учил, как совмещать догму и практику, благочестие с самопознанием и веру с постоянным
изучением обстоятельств повседневной жизни. Его книги до сих пор очень популярны на Ближнем и
Среднем Востоке. Его идеи распространились на Западе, где оказали влияние на святого Фому
Аквинского и святого Франциска Ассизского (Shah, 1964).
Основные понятия
Hosted by uCoz