Navigation bar
  Print document Start Previous page
 521 of 726 
Next page End  

стадию в отдельности, чтобы облегчить понимание, однако не существует какого-то простого образца,
который был бы достаточно типичным или представлял собой подлинный опыт ученика-суфия. Хотя
другие авторы описывают эти стадии по-разному (Arberry, 1970; Rice, 1964; Shah, 1964; Trimingham, 1971),
все они уделяют должное старинным описаниям Газали.
Первоначальное пробуждение
Эта стадия начинается, когда человек приходит к выводу, что ему недостаточно внешнего мира, и
решает по-новому посмотреть на свою жизнь. Подобному пониманию часто предшествует личный
кризис, который иногда сопровождается сомнениями в смысле существования. В таком случае
первоначальное пробуждение знаменует собой основательную переориентацию личных ценностей.
То, к чему человек стремился раньше, может показаться ему не стоящим внимания, а то, что
представлялось ему ненужным и абсурдным, может приобрести большое значение. В случае с самим
Газали он отказался от успешной карьеры и стал дервишем. Хотя его отказ от мирских благ был всего
лишь первой ступенькой в процессе духовного преображения, это была весьма драматическая перемена
в его жизни. Руми также отказался от места академического преподавателя, чтобы работать с учителем-
суфием.
Терпение и благодарность
На стадии терпения и благодарности индивид понимает, что саморазвитие требует времени, и
испытывает чувство благодарности за то, что ему даровано время. Терпение — не просто пассивное
осознание своих недостатков; это готовность принять тот факт, что усилие достигнуть духовных
перемен не приносит немедленного результата. Человек изменяет свою личность постепенно, подобно
дереву, которое формируется, питается, в то время как садовник вновь и вновь подрезает его ветки.
Терпение, которое считается одной из самых больших добродетелей, необходимо для того, чтобы
жить в настоящем. Без терпения работа духа невозможна. Внимание нетерпеливого человека
направлено в будущее, но молитва и медитация требуют, чтобы внимание было сконцентрировано на
настоящем.
Развитие терпения сопровождается чувством благодарности за то, что человеку предоставлено
время для духовного роста. Благодарность связана с верой в то, что все сущее от Бога. Благодарность —
это приятие всего, что выпадает на долю человека, будь то приятное или же причиняющее боль,
добавляет ли это что-либо к его богатству или, наоборот, отнимает.
Страх и надежда
Индивиды, которые стремятся к единению с Божественным, переживают ощущение страха и
надежды. Страх это страх Божий. Это не страх быть наказанным или отправленным в ад. Скорее это
тот страх, который испытывают влюбленные, когда они боятся потерять любовь друг друга. Суфийский
учитель Шибли (Shibli) утверждал: «Каждый день, когда меня переполнял страх, моему сердцу
открывалась дверь знания и способности проникать в суть вещей» (in: Shafii, 1985, p. 183-184).
Надежда дает человеку возможность видеть все ясно и без прикрас, не становясь при этом
парализованным от увиденного. «Сущность суфизма — надежда» (Shafii, 1985, р. 184). Это надежда, что
Бог примет скромные усилия человека в молитве, в служении ему и т. п. Индивид надеется, что,
несмотря на свои серьезные недостатки, он все-таки сможет идти вперед по духовной тропе, которая
приведет его ближе к Богу.
Самоотверженность и бедность
Стремясь к духовному совершенствованию, индивид может стараться проявлять
самоотверженность и испытать бедность. Самоотверженность это служение другим, а не желание
преуспеть самому. Это служение, направленное на то, чтобы понравиться Богу, а не на то, чтобы
Hosted by uCoz