Navigation bar
  Print document Start Previous page
 525 of 726 
Next page End  

нравится? Вы говорите с другими так, как вам хочется? Они вам действительно нравятся или вы
притворяетесь? (Помните при этом, что дело вовсе не в том, чтобы влиять на собственные желания и
поступки, нужно просто выявить, что вам на самом деле нравится.)
День идет своим чередом, в течение дня у вас появляются все новые и новые возможности
самому себе задать вопрос, действительно ли вам это нравится или нет. Наступает вечер — время
отдыха. Что вам на самом деле хочется делать во время отдыха? Что на самом деле может порадовать
вас: театр или кино, беседа, чтение, музыка, игры — и какие именно?
Не следует задаваться вопросом, что вам нравится делать. Позже это решится само собой. Самое
главное — выяснить, что именно вам нравится (Orage, 1965, р. 112).
---
Неспособность
Даже человек, который чувствует себя готовым начать изучение суфизма, совсем необязательно
способен воспринять учение суфиев. Если обучающийся не способен воспользоваться учением, это все
равно что лить воду в песок. Существует поговорка: «Когда ученик готов, появляется учитель». Это не
значит, что ученик думает, будто он готов, наоборот, это значит, учитель решил, что ученик готов к
обучению, и привлекает его. Мнение самого ученика очень мало значит для определения его или ее
готовности к обучению; только учитель определяет, стоит ли начать обучение ученика.
Нафс
Нафс это эго или низшая форма личности, которая состоит из импульсов и побуждений,
направленных на удовлетворение желаний. Эти побуждения преобладают над разумом или
рассуждением; считается, что это силы человеческого организма, которые следует держать под
контролем. Они мешают личности проявиться полностью. Нафс — это скорее присущий душе живой
процесс, чем статичный. Нафс
это не вещь. Этот арабский термин родствен таким словам, как
«дыхание», «душа», «дух», «эго» и «природа». Он обозначает процесс, который происходит при
взаимодействии тела и души (Ozak, 1987, р. 31).
Нафс —
продукт сознания, сконцентрированного на самом себе; это это, «я», и его можно
контролировать. В идеале нафс должно быть преобразовано. В самом начале нафс подобно дикой
лошади, оно мощно и фактически не управляемо. Но по мере обучения или преобразования эта сторона
личности приобретает способность быть полезной для индивида.
«Само по себе нафс не представляет собой ничего плохого. Никогда не обвиняйте свое нафс.
Изменение состояния вашего нафс составляет одно из направлений в учении суфизма. Над низшей
формой личности полностью господствуют ваши потребности и желания. Следующая стадия
это
борьба с самим собой, поиск умения поступать разумно, в соответствии с высокими целями, а также
быть самокритичным, если что-то не удается. Самая высокая стадия — когда человек доволен всем, что
дает ему Бог, будь то удобства или их отсутствие, удовлетворение физических потребностей или их
лишение» (Ozak, 1987, р. 32).
Представленные ниже категории нафс разработаны на основании различных источников (Al-
Gazzali, 1963; Arasteh, 1973; Nurbakhsh, 1992; Ozak, 1981, 1987; Shafii, 1974; Trimingham, 1971).
Командующее нафс. Этот уровень описывается также как «доминирующее эго» или как «эго,
подстрекающее ко злу». Командующее нафс ищет возможности господствовать над нами,
контролировать наши мысли и действия. На этом уровне индивид выплескивает несдерживаемый
эгоизм, он не проявляет ни сострадания, ни других моральных качеств.
Описание нафс этого уровня похоже на описание ид в психоаналитической теории; тело и душа
соединяются для вожделения и агрессии. Газали называет состояние нафс свиньями и собаками души:
чувственное нафс ведет себя как свинья, жестокое нафс похоже на свирепых собак или волков. Для
этого уровня нафс характерны гнев, жадность, похоть, страсть и зависть. Это царство плотских и
эгоистических желаний. Временами нас охватывают подобные побуждения, однако существует мнение,
что в какой-то момент мы получаем возможность осознать деспотизм низменных чувств, которые
Hosted by uCoz