Navigation bar
  Print document Start Previous page
 528 of 726 
Next page End  

проявление без помех физических и душевных сил.
Ибн аль-Араби тоже поддерживает заботу о теле, но считает, что забота о теле не должна стать
основной. Он призывал придерживаться середины, которая существует между аскетизмом и
гедонизмом. Такой подход очень похож на подход в буддизме. «Не ложитесь спать до тех пор, пока вы
уже не можете бодрствовать. Не ешьте, пока не проголодаетесь. Одевайтесь так, чтобы прикрыть свое
тело и защитить его от холода и жары» (Ibn 'Arabi, 1992, p. 7).
В некоторых школах суфиев используются упражнения, которые способствуют «прекрасному
настрою» тела и души. Наиболее широко известны так называемые «вращения» дервишей —
комбинация музыки и постоянных вращательных движений. «Цель этих движений — вызвать состояние
ритуального экстаза и усилить контакт души суфия со вселенской душой, причастным к которой он себя
считает» (Burke, 1966, р. 10). Упражнение может включать движение, движение с музыкой или просто
музыку.
Использование танца или движения для того, чтобы вызвать состояние экстаза, описано у Берке:
«Танец определяется как движение тела, связанное с мыслью и звуком или с серией звуков. Движения
развивают тело, мысль сосредоточивает внимание на душе, а звук соединяет их вместе и направляет к
осознанию Божественного контакта» (Burke, 1975, р. 49). Экстаз — это физическое состояние, которое
помогает почувствовать и понять некие тонкие, неуловимые душевные переживания; это не просто
радостное возбуждение.
Социальные отношения
Ибн аль-Араби подчеркивает важность общения с другими людьми, которые тоже выбрали
духовный путь:
«Лучше не общаться с теми людьми, которые не верят в то, во что верите вы, не делают того, что
делаете вы, и которые не принимают вашей веры. Но при этом вы не должны думать о них плохо или
осуждать их за то, что они такие. Ваша обособленность от них должна заключаться в том, что вы
предпочтете компанию, состоящую из верующих» (Ibn 'Arabi, 1992, р. 10).
Газали рассматривал две особые ситуации: отношение учителей к ученикам и взаимоотношения
между близкими товарищами.
«Суть развития человеческой личности, которая лежит в основе суфизма, заключается в
объединении людей: единомышленники встречаются и объединяются и далее занимаются изучением
материала, который им рекомендует современный учитель... Это необходимо для реализации
философии суфизма. Можно назвать это общиной, группой людей одинакового вероисповедания или
собранием» (Foster, 1968, р. 14).
Тонкое понимание взаимоотношений, свойственных суфиям, показано в методическом рассказе
Саади (Sa'di, ок. 1200—1291).
«Ученик говорит своему учителю: «Что мне делать? Меня беспокоят люди, многие заходят ко
мне. Они отнимают у меня драгоценное время». Учитель ответил: «А
ты давай что-нибудь каждому
бедняку и проси что-нибудь у каждого богача, и они больше не придут к тебе»» (1966, р. 131).
Великий святой-суфий Шибли (Shibli) проверял искренность своих учеников. Однажды Шибли
находился в мистическом трансе и его как умалишенного посадили в сумасшедший дом. Многие, кто
ранее у него учился, пришли навестить его.
«Шибли спросил: «Кто вы?»
«Мы из тех, кто любит тебя и следует за тобой».
Шибли начал кидать в посетителей камни. Они разбежались с криками: «Это правда. Шибли
действительно сошел с ума!»
Тогда Шибли закричал им: «Разве вы не говорили, что любите меня? Вы не можете выдержать
одного или двух ударов камнем, чтобы не убежать. Что стало с той искренней любовью ко мне, о
которой вы так много говорили? Что же, ваша любовь улетела вместе с камнями? Если бы вы
действительно любили меня, вы бы вытерпели ту небольшую неприятность, которую я вам причинил».»
Отношение к товарищам, также идущим по тропе суфизма, считается крайне важным.
Один из современных авторов объясняет важность объединения суфиев в группы.
Hosted by uCoz