Navigation bar
  Print document Start Previous page
 531 of 726 
Next page End  

и замены социального «я» на истинное «я». Хотя люди все больше и больше отождествляют себя с их
истинным «я», они не отказываются от своей личности. По мере того как они все больше понимают, кто
они на самом деле, внешние проявления личности (манера говорить, есть и т. д.) воспринимаются по-
новому. Такие проявления личности находят свое естественное место в целостности личности.
«Тот, кто познал себя, познал Бога» (Мухаммед).
Учителя-суфии отличаются большим разнообразием личностей. Их личности сохраняются даже
после того, как они постигли истинное «я». Меняется только внутренняя суть самоидентификации. Мы
начинаем идентифицироваться и контролироваться собственной личностью. Позже личность
становится средством контроля, к которому можно сознательно прибегнуть, но руководящей силой
должна быть высшая сила, а не личность. Старинный суфийский пример рассказывает о сбитом с толку
крестьянине, который на спине несет своего осла. Ему следует узнать, что осла надо поставить на
землю, объездить его, а потом ездить на осле верхом. Простой человек тоже должен узнать, что
истинным «я» является высшая сила.
Учитель
Арастех (Arasteh) и Шейх (Sheikh, 1989) отмечают, что хотя отношения «учитель» — ученик, могут
показаться подчиняющими и авторитарными, но их внутреннее содержание совершенно другое. В
действительности общаются две души. Один человек является проводником энергии более высокого
уровня и вдохновленного влияния. Душа другого человека принимает эту энергию и развивается. Чем
больше развивается дервиш, тем меньше он нуждается в руководстве. Со временем ученик находит
необходимое руководство в собственной душе.
«Но как вы его узнаете, если вы еще не можете узнать себя?» (Sanai, 1974, р. 10).
Необходимость иметь руководителя
Почему необходим руководитель? Мухаммед Шафи (Mohammed Shafii), известный в среде суфиев
психиатр, высказывает свое мнение:
«Суфии считают, что нельзя достичь зрелости в одиночку. Они понимают, что нуждаются в
руководстве и дисциплине. Дорога незнакома, ночь темна, а дорога полна опасностей. Опасности — это
эгоизм, ложные видения, неправильное толкование мистических состояний, остановка в развитии
личности, обращение к различным лекарствам, чтобы получить ложные мистические переживания, а
также нередко непреодолимое беспокойство и безумие» (1968, р. 11).
Учитель подобен врачу, лечащему душу. Так как немногие из нас знакомы с медициной, чтобы
лечить себя, и еще меньше людей, способных правильно поставить себе диагноз, то нам следует
обратиться к учителю.
Обязанности учителя
Газали (Al-Ghazzali, 1966, р. 145-152) описывает восемь обязанностей учителя. Хотя техника
преподавания и личный стиль учителей очень разнообразны, это описание представляет собой
прекрасное руководство для понимания той сложной роли, которую выполняет шейх.
«Шейх у суфиев подобен врачу, а ученик — пациенту с больным сердцем. Ученик приходит к
шейху за лечением. Настоящий шейх назначит определенную диету и лекарства, чтобы вылечить
больного» (Ozak, 1987, р. 2).
1. «Первая обязанность учителя — быть расположенным к ученикам и относиться к ним, как к
своим детям». Обычно группа дервишей, занимающихся с учителем, образует ihwan (ихван), или
товарищество. Их группа похожа на семью. Дервиши — это братья и сестры, а шейх — отец и мать. Во
многих орденах (общинах) полностью запрещены любые любовные или сексуальные отношения между
шейхом и дервишем. Это рассматривается как кровосмешение.
В суфизме большая часть духовного роста основана на любви и поддержке друг друга между
дервишами, а также на любви к учителю и на любви и понимании учителем каждого дервиша. В душе
Hosted by uCoz