Navigation bar
  Print document Start Previous page
 532 of 726 
Next page End  

может произойти большое изменение, когда дервиши убеждаются в том, что учитель, зная об их ошибках
и недостатках, все же любит и уважает их. Однако, если такой атмосферы семьи и любви нет, успехи
будут очень небольшими или их вообще не будет.
«С Руководителем вы можете стать истинным человеком, а без него вы останетесь животным»
(Rumi in: Shah, 1970a, p. 37).
2. «Вторая обязанность учителя — следовать примеру Создателя: не искать вознаграждения за
свою службу... не принимать ни наград, ни благодарности». Это пришло из древних традиций иудаизма
и ислама, которые запрещали брать деньги за толкование Священного писания или за приобщение к
Божественной истине. Религиозное обучение имеет слишком большое значение, чтобы соединять его с
бизнесом.
3. «[Учитель] не должен отказывать ученику ни в каком совете или запрещать ему попытки
проводить работу на любом уровне до тех пор, пока он не освоит ее». Учитель всегда готов к обучению
своих учеников. Но в то же время со сверхамбициями некоторых учеников следует бороться, вменяя им
такие обязанности и давая такую работу, которые были бы выше их возможностей. Начать работу, а
затем бросить ее из-за того, что она слишком трудна, может оказаться очень расхолаживающим
моментом в процессе обучения, и это может серьезно замедлить продвижение ученика. Многие ученики
в начале обучения ставят перед собой слишком высокие цели, затем их планы рушатся, и они бросают
учебу.
4. «Оберегая ученика от грешных путей, учитель должен добиваться этого, убеждая ученика
открыто и с симпатией, а не прибегать к грубой брани. Открытое разубеждение снимает покрывало
страха, вызывает споры, поддерживает упорство».
Хороший учитель часто рассказывает об особых религиозных или духовных законах, не уточняя,
кому необходимо слушать эти правила в данный момент. К счастью, некоторые ученики понимают, что
эти правила относятся к ним, и они будут примерять их к себе, стараясь изменить себя, ничего не
выбирая и не испытывая замешательства.
«Если бы людям запрещали делать кашу из навоза верблюда, они бы стали ее делать и говорить,
что им бы не запрещали делать это, если бы в этом не было чего-то хорошего» (Muhammad in: Al-Ghazzali,
1966 р. 149).
5.
«Человек, который преподает определенный предмет, не должен умалять перед учениками
ценности других предметов, а также говорить о них неуважительно». Мудрый учитель будет
превозносить силу и успехи других учителей и других дисциплин и не будет говорить об их ошибках. В
идеале, учитель должен постараться сказать что-то положительное о каждом учителе и о каждой системе
обучения. Поступая таким образом, учитель вырабатывает в учениках терпение и терпимость.
6. «Он должен давать ученику только такой материал, который тот может понять, и не требовать
от него того, чего не может усвоить его ум, поскольку ученик может почувствовать неприязнь к
предмету и разум его может смутиться». Однажды к учителю пришел пожилой человек и сказал, что от
врачей он знает, что смертельно болен. И хотя он не слишком религиозен, но хотел бы начать читать
Коран и хотел бы знать, с чего начать. Учитель сказал: «Не начинайте сразу читать Коран. Начните с
книги Руми Маснави, которая представляет собой обширный комментарий к Корану». Учитель знал, что
человек быстро разочаруется при попытке понять Коран, не имея основательной предварительной
подготовки.
7.
«Учитель должен давать своим отстающим ученикам такой материал, который им понятен и
подходит для их ограниченного понимания и не должен сразу открывать им те трудности, которые
ожидают их впереди, но которые на данный момент он решил скрыть... Даже самые глупые и
слабоумные люди считают свой ум совершенным».
«Суфий должен действовать и разговаривать, принимая во внимание понимание,
ограниченность и основные скрытые предубеждения своей аудитории» (Ibn 'Arabi in: Shah, 1970a, p. 33).
Основная проблема заключается в том, что наше воображение разрушает реальность. Мы не
видим себя такими, какие мы на самом деле, а мир таким, каков он есть на самом деле. Задача учителя
заключается в том, чтобы вернуть учеников обратно в реальность. На самых ранних стадиях обучения
учитель должен иметь полное представление о том, какие есть искажения в душе каждого его ученика.
8. «Учитель должен сам следовать тому, чему он учит, и вести себя так, чтобы его дела не
Hosted by uCoz