Navigation bar
  Print document Start Previous page
 536 of 726 
Next page End  

нафс, или низшую форму нашего «я». Нафс является основным источником наших отрицательных черт,
таких, как гордыня, жадность, гнев и лицемерие. Видоизменение формы нафс и придание ей
положительных свойств и является одной из основных целей суфизма.
-
Нафс —
это живой процесс, состоящий из импульсов и побуждений, направленных на
удовлетворение желаний, преобладающих над разумом или трезвым расчетом. Этот процесс
происходит при взаимодействии тела и души.
-
Нафс подразделяется на следующие категории: командующее нафс,
разоблачающее нафс,
внушенное нафс, удовлетворенное нафс, благодарное нафс, нафс, благодарное Богу, и очищенное нафс.
- Только учитель может решить, способен ли ученик изучать суфизм.
- Учитель считается целителем души.
Ключевые понятия
Бака. Состояние возвращения или постоянства, при котором индивид является частью мира, но
он не высказывает за это благодарности, не беспокоится о своем положении в этом мире. Бака это
реинтеграция универсального «я» или активизация целостности индивида.
Благодарное нафс. Пятая стадия нафс (эго). Индивид доволен всем, что бы ни случилось,
понимая, что даже боль и страдания исходят от Божественного.
Вдохновленное нафс. Третья стадия нафс (эго). Мотивация индивида впервые связана с такими
идеалами, как сострадание, желание помочь другим, и прочими моральными ценностями. Снижена
сила желаний и эго. Данная стадия означает начало реальной практики суфизма.
Вера в Бога. Стадия, на которой индивид всего ждет от Бога. Это активный и независимый
процесс. Вера рождает осознание того, что усилия человека являются частью более крупной системы,
детали которой ему неизвестны.
Воспоминание о смерти. Большой опыт осознания индивидом современного бытия, а также
мощное средство избавления от негативных желаний и отношений.
Командующее нафс. Первая стадия нафс (эго). Командующее нафс,
подобно ид в
психоаналитической теории, ищет возможности командовать мыслями и поведением индивида. На
этом уровне индивид проявляет несдерживаемый эгоизм и не проявляет сострадания или каких-то
других моральных качеств. Это деспотизм низменных чувств, которые развиваются в нас.
Любовь, томление, близость и удовлетворение. На этой стадии развитие личности заключает
в себе только желание любви к Богу. Наслаждаясь чувством близкого общения с Богом, индивид
получает удовлетворение от сознания, что все исходит от Божественного.
Марифат (гнозис). Четвертая стадия суфизма. Уровень глубокого понимания выше, чем хакикат.
Это уровень великих мудрецов и святых, предвестников и пророков.
Нафс, благодарное богу. Шестая стадия нафс (эго). Индивид понимает, что все действия
исходят от Бога, что ничего нельзя сделать без его помощи. Это стадия истинного внутреннего единства
и целостности.
Очищенное нафс. Последняя стадия нафс (эго). Эта стадия соответствует стадии фана.
Разрушено осознание своего «я». Суфий теперь знает, что существует только Божественное.
Первоначальное пробуждение. Начало основной переоценки личностных ценностей. Часто
этому предшествует личный кризис, после которого индивид приходит к заключению, что внешний мир
не столь уж надежен, как это ему раньше казалось.
Размышление и самокритика. Эта стадия в основном связана со стремлением к покою и
очищению души, что подобно тому, как это происходит в буддизме и у йогов.
Разоблачающее нафс. Вторая стадия нафс,
или эго. Индивидом руководят желания и
потребности, но время от времени он пытается следовать более высоким побуждениям, так как
становится очевидным негативное влияние его эгоистической направленности. Этот уровень нафс
подобен психоаналитической концепции суперэго.
Самоотвержение и бедность. Помощь другим больше, чем себе (самоотвержение), и свобода от
привязанности (бедность). Помощь другим оказывается, чтобы угодить Богу, а не для того, чтобы
Hosted by uCoz