Navigation bar
  Print document Start Previous page
 544 of 726 
Next page End  

После переезда в 1903 году в Лос-Анджелес он начинает серьезно интересоваться метафизикой и
теософией и вскоре становится вице-председателем местного отделения Теософского общества.
Выступает с лекциями в различных городах США. В 1907 году он совершает поездку в Германию, где
встречается со Штейнером. Вернувшись через год в Америку, Гендель пишет свой основной труд
«Космоконцепция розенкрейцеров» (The Rosicrucian Cosmo-Conception),
в котором излагает свою
версию теософской доктрины. Тогда же он организует Братство розенкрейцеров (The Rosicrucian
Fellowship),
рассматриваемое им и его последователями в качестве преемника таинственного Ордена
розенкрейцеров, якобы существовавшего в Европе в средние века. Штаб-квартирой Братства становится
Оушенсайд (Калифорния), где оно приобретает участок земли под строительство храма, которое
завершается уже после смерти Генделя, умершего в январе 1919 г.
Основное занятие членов Братства — пропаганда идей Генделя и целительство на основе его
медицинских и астрологических трудов.
Идейные предшественники
И антропософия, и учение Генделя являются разновидностью теософии, идейной
вдохновительницей которой по праву считают Е. П. Блаватскую. Сама теософия вобрала в себя многое
из гностицизма, неоплатонизма, немецкой мистики эпохи средневековья и Возрождения, соединив
элементы западных идеалистических философских систем с догматами индуизма и буддизма. На
Штейнера оказала заметное влияние немецкая философская и научная мысль (Гете, Фихте; Геккель).
Гендель, будучи скорее самоучкой, демонстрирует хорошее знакомство с естественнонаучными
представлениями своего времени. В отличие от Блаватской, которая испытывала явную неприязнь к
христианству, преклоняясь перед языческими мистериями, и Штейнер и Гендель придавали большое
значение миссии Христа. Хотя и нельзя говорить о какой-то зависимости обоих теоретиков от
воззрений Аристотеля, а Штейнер в некоторых своих работах даже высказывает критические замечания
в его адрес, однако в том, как и тот и другой описывают структуру человеческого существа,
просматривается много общего с идеями, изложенными древнегреческим мыслителем в его трактате «О
душе».
Основные понятия
В результате длительного развития оккультной и теософской традиции ее последователями — как
на Востоке, так и на Западе — была практически единодушно принята концепция, согласно которой
человеческое существо состоит из семи принципов, или так называемых «тел». С одной стороны, такой
выбор объясняется особенностями самого числа 7, наделяемого рядом символических свойств (семь
дней недели, семь нот, семь цветов спектра и т. д.). С другой стороны, данное дробление обусловлено
представлениями, специфичными для самой теософии, распространяющей их на человека и на среду его
обитания, что мы попытаемся по возможности прояснить ниже.
Что же касается названий, характеристик и порядкового расположения этих семи компонентов,
то здесь среди теософов царит полная неразбериха. Поскольку данная глава посвящена лишь двум
ветвям теософского «древа», то нами будет рассмотрена структурная модель и терминология, которыми
пользовались основатели именно этих направлений. Элементы, из которых, с точки зрения Штейнера и
Генделя, состоит человек, суть следующие:
1. Физическое тело
2. Эфирное тело
3. Астральное тело (Штейнер), тело желаний (Гендель)
4. «Я» (Штейнер), разум (Гендель)
5. Самодух (Штейнер), человеческий дух (Гендель)
6. Жизненный дух
7. Духочеловек (Штейнер), божественный дух (Гендель)
Hosted by uCoz