Navigation bar
  Print document Start Previous page
 547 of 726 
Next page End  

кровь, ребенок все более отчетливо осознает свое «я».
Психологический рост
Над астральным, эфирным и физическим телами человека, сформировавшимися в процессе фило-
и онтогенеза, может быть произведена определенная работа с целью их совершенствования. В ходе
такой работы, осуществляемой «Я», названные тела преобразуются соответственно в самодух
(человеческий дух), жизненный дух и духочеловека (божественный дух). В настоящий момент эти три
высших, духовных элемента находятся у человека как бы в зачаточном состоянии.
Легче всего поддается трансформации астральное тело, являющееся носителем наслаждения и
страдания, радости и горя. Избавляясь от низменных желаний и страстей, облагораживая и очищая свои
чувства и эмоции, анализируя свои поступки, люди тем самым получают возможность устранить какие-
то нежелательные черты своего характера, стать более терпимыми и сострадательными, сделать свою
эмоциональную жизнь более насыщенной.
Сложнее обстоит дело с работой над эфирным телом. Штейнер связывает эту работу с
изменением более глубоких особенностей характера человека, его темперамента. С точки зрения
Штейнера, подобное преобразование может быть достигнуто путем религиозных переживаний, а также
под влиянием искусства. Гендель соотносит качественный рост эфирного тела с развитием памяти,
посредством которой человек согласует свой прошлый и настоящий опыт и возникающие в этой связи
чувства. Наиболее неподатливое из человеческих тел — физическое. Но и его можно преобразить за счет
правильных действий, внешнего влияния и опыта.
Согласно Генделю, основными препятствиями для роста являются ослепление человека
преходящими и иллюзорными сторонами жизни, погоня за материальными благами, потакание своим
сиюминутным желаниям и побуждениям. И Штейнер и Гендель считали, что огромную опасность для
человечества представляет слепая приверженность материализму, наносящая ущерб духовной жизни
людей.
Если люди и работают над своими телами, то эта деятельность осуществляется ими, как правило,
бессознательно. Однако средства, при помощи которых возможно осознанное самосовершенствование,
тем не менее имеются и представляют собой специальные упражнения по развитию скрытых
возможностей человека.
Гендель выделяет следующие стадии ментального роста: концентрация, медитация, созерцание,
поклонение.
Концентрация заключается в удержании мыслей на каком-то одном предмете или идее. Ее
объектом может быть избран любой предмет, соответствующий темпераменту и интеллектуальным
устремлениям человека. Задача ученика состоит в том, чтобы создать в своем воображении серию
связанных между собой образов. После того как ученик овладеет способностью удерживать свое
внимание на подобных образах, он должен отбросить созданную картину и проследить, что заполнит
образовавшийся вакуум.
Целью следующего упражнения, медитации, является мысленное «воскрешение» прошлого
различных предметов. Например, можно попытаться узнать все об обычном столе. Практикующий
старается представить себе растущее дерево, послужившее материалом для стола; лесорубов, которые
это дерево валили; процесс лесосплава; деревообрабатывающее производство и т. д. Важным
дополнением двух указанных упражнений является систематическое наблюдение человека за всем, что
окружает его в жизни, из чего он делает определенные выводы и тем самым культивирует в себе
способность логического мышления. Что касается созерцания и поклонения — высших ступеней
духовной практики по Генделю, — то они носят скорее пассивный
характер, имея много общего с
религиозным благоговением.
Гендель рекомендует еще одно упражнение, очень напоминающее самоанализ. Вечером перед
сном человек восстанавливает в памяти каждый эпизод минувшего дня, акцентируя внимание на
сделанных ошибках и отмечая совершенные им хорошие поступки. Тем самым он как бы творит суд над
самим собой, мысленно исправляя содеянное зло и избавляясь в итоге от отрицательных черт своего
характера.
Штейнер называет предлагаемую им духовную практику посвящением, целью которого является
Hosted by uCoz