Navigation bar
  Print document Start Previous page
 549 of 726 
Next page End  

конечностей. Аналогичное явление наблюдается при гипнотическом воздействии или применении
наркоза, а также в экстремальных ситуациях, например когда человек тонет или падает с большой
высоты.
Воля
Теософия постулирует, что воля является отличительным признаком мужского пола, тогда как у
женщин обычно более ярко проявляется другое качество — воображение. Согласно
Генделю,
проводником волевых импульсов у человека служит парасимпатическая нервная система, которая
контролирует поперечно-полосатые, или волюнтарные мышцы. Штейнер же усматривал определенную
связь между волевыми актами и процессами обмена веществ.
Рассматривая волю как философскую категорию, Штейнер видел в ней инструмент, посредством
которого человек воздействует на внешний мир, тем самым накладывая на него отпечаток своего
внутреннего существа. Волю можно развивать. Штейнер предлагал укреплять ее следующим
элементарным способом: в течение нескольких месяцев в определенное время дня можно заставлять
себя выполнять какие-то простые операции, например поливать цветы. В результате планомерных
действий внутренняя жизнь человека станет более упорядоченной.
Эмоции
Носителем эмоций и чувств является астральное тело (тело желаний). По Генделю,
определяющим фактором в нашем отношении к какому-либо объекту или мысли служит пара чувств:
интерес и безразличие. Если чувство, которое вызывает у человека та или иная идея, является
интересом, эта идея будет расти и процветать в его сознании. В противном случае она завянет, подобно
растению, лишенному солнечного света. Интерес приводит в действие силы привлечения и
отталкивания (симпатии и антипатии), тогда как безразличие просто автоматически вычеркивает объект
или мысль из нашей жизни. Если первоначальный интерес порождает антипатию к объекту, это
побудит человека изгнать представление о последнем из своего сознания. Из сказанного видно,
насколько важны чувства, которые человек испытывает к тому, что его окружает, ибо осознанно или
неосознанно отворачиваясь от чего-либо, он обедняет свой внутренний мир.
Штейнер предлагает перестать смотреть на внутренние переживания как на исключительно
мозговые процессы. Чувства находятся в тесной связи с ощущениями, реципиентами которых являются
наши органы чувств. Одни ощущения доставляют нам удовольствие, другие — неудовольствие. В
чувственной жизни человека происходит как бы соединение его внутреннего мира с тем, что приходит к
нему извне. Телесное соответствие чувствам Штейнер видел в дыхательной деятельности.
Интеллект
Прямым проявлением интеллекта является мыслительная способность. Человек «размышляет о
своих восприятиях и о своих поступках. Размышляя о своих восприятиях, он приобретает познание о
вещах; размышляя о своих поступках, он вносит в свою жизнь разумную причинность» (Штейнер, 1995,
с. 53). Согласно Штейнеру, мышление — это то, посредством чего человек выходит за пределы личной
жизни, убеждаясь, что законы мышления полностью согласуются с мировым порядком. Благодаря такой
согласованности, человек может познавать как окружающий мир, так и свое собственное существо.
Штейнер говорит о вечности истины и подчеркивает, что процесс мышления способен доставлять не
меньшее удовольствие, чем самый приятный чувственный опыт. Особенно пристальное внимание
феномену мышления Штейнер уделяет в своем труде «Философия свободы».
Гендель указывает, что в процессе эволюции произошло сращение разума с телом желаний, в
результате чего в человеке развилось такое качество, как хитрость, которая действует в роли помощницы
желания. На смену хитрости должна прийти рассудительность, или логика: способность прослеживать
следствие к породившей его причине. Согласно Генделю, на данный момент разум человека находится
в зачаточном состоянии. Он «даже не является еще органом. В настоящее время это просто связующее
Hosted by uCoz