Navigation bar
  Print document Start Previous page
 551 of 726 
Next page End  

делают упор на приобретение интеллектуальных знаний.
Оценка
Теософия дробит человеческое существо на составные части. Нам, привыкшим считать себя
едиными и неделимыми, это может показаться несколько непривычным. Вместе с тем подобной
операцией занимаются не только все религиозные учения, но и многие психологи, и в первую очередь
психоаналитики, вслед за Фрейдом выделяющие в человеке такие элементы, как ид («оно»), эго («я») и
суперэго («сверх-я»). Штейнер и Гендель делают следующий шаг и показывают, как отдельные
человеческие «тела» связаны с другими сферами природы. Так набрасывается схема того длительного
пути, который человеческое существо прошло в своем развитии. Такой подход обнаруживает
неожиданное типологическое родство теософии с эволюционным учением.
В отличие от теософов-традиционалистов, находящихся под влиянием скорее хаотичных
восточных учений, Штейнер и Гендель старались опираться на логику и рациональное мышление,
продолжая таким образом линию, идущую от мыслителей античности. Однако и тот и другой остались
верны одному из краеугольных положений теософии, заимствованному из индуизма и буддизма, —
теории перевоплощения. Они считали, что лишь она одна способна удовлетворительно объяснить все те
несправедливости, которыми наполнен окружающий мир.
Отдавая дань уважения науке, антропософия и учение Генделя тем не менее демонстрируют
резко негативное отношение к материализму, считая его повинным во многих бедах человечества.
Основной причиной такой позиции является, по-видимому, то, что материалистическая наука не
осмеливается высказывать никаких гипотез в отношении посмертного существования человека. Между
тем для Штейнера и Генделя было очевидно, что люди, не думающие о своей будущей судьбе,
равнодушные к вере, неизбежно окажутся во власти эгоизма и чисто потребительского отношения к
жизни.
Однако полное неприятие окружающей действительности каким бы то ни было учением всегда
чревато тем, что организация его последователей превращается со временем в церковь. Материальным
воплощением этой тенденции, своего рода символическим «воцерковлением», обычно оказывается
строительство собственного храма. Основателей учения начинают боготворить, а их взгляды
принимают за истину в последней инстанции. Какие бы нежелательные побочные эффекты ни давала
современная наука, нельзя отрицать, что она постоянно прогрессирует, а выведенные ею законы
успешно работают. Поэтому далее будет высказан ряд соображений, которые, как нам видится, могли бы
способствовать упрочению связей между скорее духовной теософской доктриной и по преимуществу
материалистической наукой.
Прежде всего нужно попытаться сопоставить положения обсуждаемой концепции с данными,
которые накоплены различными отраслями знаний, изучающими как живую природу (психология,
биология), так и неживую (химия, физика). Важной задачей здесь является установление соответствия
между теософскими «телами» и системами человеческого организма. В качестве предварительной
гипотезы можно провести параллели между следующими элементами:
1. Физическим телом и соматикой (кроме нервной системы и органов чувств). Этой области
соответствуют химические процессы, происходящие на молекулярном уровне.
2. Эфирным телом и нервной системой. На этом уровне действуют те же законы, которым
подчиняются электрические явления. Эндокринную систему (железы внутренней секреции) можно
рассматривать в качестве звена, связывающего физическое и эфирное тела.
3.
Астральным телом и собственно психикой (сфера чувств, эмоций, желаний). Эту область
охватывают теория электромагнитных волн и квантовая физика. Органы чувств можно принять за
своего рода посредников между эфирным и астральным телами.
4. Ментальным телом и человеческим разумом. Здесь мы вступаем в область, которой ведает
ядерная физика. Соединительным мостом между астральным и ментальным телами является головной
мозг с двумя его полушариями.
Кроме того, представляется заманчивым проведение аналогии между так называемыми
Hosted by uCoz