Navigation bar
  Print document Start Previous page
 554 of 726 
Next page End  

Вкратце принципы эволюционизма сводятся к тому, что когда в ходе эволюции животного мира
человеческие существа обособились в отдельный вид, они потеряли большую часть животных
инстинктов, но «преуспели в умственном развитии, которое позволило им осознавать себя,
фантазировать, строить планы и выносить суждения» (Fromm, 1992, p. 5). Именно это сочетание
ослабленных инстинктов, с одной стороны, и высокоразвитых умственных способностей — с другой,
отличает человека от других животных.
«...самосознание, рассудок и разум разрушают ту «гармонию» естественного существования,
которая свойственна всем животным. Сознание делает человека каким-то аномальным явлением
природы, гротеском, иронией Вселенной. Человек... не может освободиться ни от своего тела, ни от
своей способности мыслить» (Fromm, 1973).
[Здесь и далее цитаты из «The Anatomy of Human
Destructiveness» даются в переводе Э. Телятниковой по изданию: Анатомия человеческой
деструктивности. М.: Республика, 1994.]
Рассматривая человеческую личность как результат динамического противодействия между
врожденными потребностями и нормами социума, в котором существует конкретный индивид, Фромм
сформулировал теорию типов социальных характеров продуктивных и непродуктивных.
Еще одна из идей Фромма, получившая, возможно, наиболее широкое распространение, это
разработанная им концепция отношения человека к свободе. Взлет капитализма, с одной стороны, дал
людям личную свободу и досуг, а с другой — вселил в них чувство тревоги, изоляции и бессилия. Цена
свободы, утверждал Фромм, превышает ее преимущества. Неизбежное чувство изоляции, рожденное
капитализмом, оставляет людям всего две альтернативы: укрыться от свободы в межличностной
зависимости или двигаться к самореализации через любовь, творчество и работу.
Фромм начинал свою карьеру как психотерапевт, применяющий технику традиционного
психоанализа, но затем начал тяготиться узкими рамками фрейдовского подхода и двигаться в
направлении более динамичного и провокативного метода. В своей гуманистической концепции
Фромм придерживается «золотой середины» между свободной волей и определенностью, оптимизмом
и пессимизмом, сознанием и подсознательными силами, уникальностью и похожестью. Его вклад в
понимание человеческой личности на данном этапе развития общества поистине трудно переоценить.
И не будет преувеличением сказать, что теперь, к началу нового века, идеи Фромма в области наук о
культуре (социология, психология и т. д.) достигли максимально широкой аудитории.
Биографический экскурс
Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне, Германия. Эрих был
единственным ребенком в семье ортодоксальных евреев, принадлежавших к среднему классу. Его отец,
Нафали, был сыном и внуком раввина, а мать, Роза, — племянницей известного талмудиста Людвига
Краузе. В детстве Эрих изучал Ветхий Завет под руководством ряда выдающихся ученых, в числе
которых находился и рабби Краузе. Более всего Фромм тяготел к полным эмоционального сочувствия,
благословения и надежды книгам пророков Исайи, Осии и Амоса. Хотя впоследствии Фромм и отошел
от официальной религии, его гуманистическая психология, бесспорно, несет отпечаток этих книг, с их
видением всеобщего мира и гармонии и учениями об этических аспектах истории — о том, что люди
способны поступать справедливо и несправедливо и что история имеет свои этические законы.
Раннее детство Эриха не было безоблачным. Он не мог не замечать скверного характера отца и
склонности матери к депрессии. Позднее Фромм вспоминал, что его «родители были очень нервными»
да и сам он «возможно, был довольно нервным ребенком». При этом личность будущего ученого
формировалась одновременно в двух совершенно различных мирах: традиции иудейской культуры
сосуществовали с идеологией европейского капиталистического общества. Раздираемый внутренними
противоречиями, которые порой становились невыносимы, Фромм вместе с тем на всю жизнь развил в
себе способность видеть события с различных точек зрения.
Когда Эриху исполнилось 12 лет, он был шокирован и озадачен самоубийством молодой
привлекательной женщины, водившей знакомство с семьей Фроммов. Женщина была умна, артистична
и очень хороша собой; тем не менее она покончила с жизнью, чтобы ее могли похоронить вместе с
Hosted by uCoz