Navigation bar
  Print document Start Previous page
 561 of 726 
Next page End  

Накопительский тип (hoarding character) выражается в стремлении во что бы то ни стало
сохранить то, что уже есть в наличии. Такой человек копит все — деньги, вещи, чувства, мысли — для
себя одного, нисколько не пытаясь изменить или обновить их. В любви он стремится безраздельно
овладеть своим партнером, после чего избегает развития отношений, пытаясь застраховать их от любых
изменений. Накопитель с подозрением смотрит в будущее; он предпочитает жить воспоминаниями о
прошлом. Фромм считал подобную стратегию поведения результатом влечения к смерти, углубляя и
расширяя чисто сексопатологическую интерпретацию Фрейда.
Рыночный тип (marketing character) представляет собой продукт современной концепции рынка,
где торговля перестает быть частным делом и начинает осуществляться гигантскими безликими
корпорациями.
«Для рыночной личности весь мир превращен в предмет купли-продажи — не только вещи, но и
сам человек, его физическая сила, ловкость, знания, умения, навыки, мнения, чувства и даже улыбка»
(Fromm, 1973).
Подстраиваясь под требования тотальной коммерции, люди этого типа воспринимают самих
себя как товар, чья индивидуальная ценность напрямую зависит от той цены, которую за них готовы
заплатить на рынке. Их сверхзадача состоит в том, чтобы убедить рынок в своей экономической
конкурентоспособности. Они пребывают в постоянном беспокойстве, конструируя свою личность в
соответствии с требованиями моды. Их девиз: «Я существую настолько, насколько вы хотите мной
обладать» (Fromm, 1947, р. 73).
В противоположность многообразию непродуктивных стратегий, Фромм выдвигает лишь одну
продуктивную, имеющую три измерения. Условно эту стратегию можно обозначить как адекватную
самореализацию. В терминах Фромма абстрактное понятие «продуктивной ориентации» воплощается в
трех конкретных ипостасях: труд, любовь, мысль. С продуктивным типом характера связано также
понятие биофилии — любви к жизни и особого рода этики, которая «имеет собственные критерии добра
и зла. Добро — это все то, что служит жизни; зло — все то, что служит смерти. Поклонение жизни —
это хорошо, ибо это уважение ко всему тому, что способствует росту и развитию. Зло — это то, что
душит жизнь, сужает, зажимает (и в конце концов раздирает в клочья)» (Fromm, 1973).
Расстройства личности
Биофилии, любви и абсолютной свободе, с точки зрения Фромма, противостоят три формы
психических расстройств: некрофилия, злокачественный нарциссизм, инцестуальный симбиоз.
Некрофилия
В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» Фромм писал: «Некрофилию в
характерологическом смысле можно определить как страстное влечение ко всему мертвому, больному,
гнилостному, разлагающемуся; одновременно это страстное желание превратить все живое в
неживое, страсть к разрушению ради разрушения; а также исключительный интерес ко всему чисто
механическому (небиологическому). Плюс к тому, это страсть к насильственному разрыву
естественных биологических связей» (курсив автора). Фромм расширительно толкует термин
«некрофилия», первично означающий сексуальное влечение к мертвым. В понимании Фромма это —
негативная альтернатива биофилии, то есть любви к жизни во всех ее проявлениях. Некрофилия
означает чувство дискомфорта в обществе, ориентированном на созидательные ценности, дискомфорта,
переходящего в ненависть. Типичными свойствами некрофильской личности являются расизм, культ
войны и разрушения, террора и геноцида. Некрофил стоит на страже жесткого надличностного закона и
тоталитарного порядка, его воодушевляет идея надзора и наказания, непременно изощренно жестокого.
В отличие от здоровой личности, становящейся агрессивной в экстремальной ситуации, некрофил
считает агрессию нормой жизни. Фромм писал по этому поводу: «Некрофильский характер может
проявляться в убежденности, что единственный путь разрешения проблем и конфликтов — это
насилие».
«Некрофилию можно определить как злокачественную форму проявления анального характера»
Hosted by uCoz