Navigation bar
  Print document Start Previous page
 568 of 726 
Next page End  

интервью», N. Y., 1954), а лекции 1946—1947 годов вышли под названием The interpersonal theory of
psychiatry («Межличностная теория психиатрии», N.Y., 1953).
В 1947 году Салливан опубликовал в издательстве Психиатрического Фонда Уайта свою
единственную прижизненную книгу Conceptions of modern psychiatry («Концепции современной
психиатрии», Washington DC, 1947).
Занимаясь медицинскими исследованиями и педагогикой, Салливан не терял связи с армией
США, социальными и государственными службами. В 1940—1941 годах он работал консультантом в
системе призывной службы, а во время войны разрабатывал процедуры отбора, укрепления морали и
эффективного лидерства. В конце 40-х годов Салливан представлял США в подготовке различных
проектов ЮНЕСКО и участвовал в проекте по изучению влияния напряженности на международные
отношения. В 1948 году он стал членом комиссии по подготовке всемирного Конгресса по
психическому здоровью.
По иронии судьбы, отношения самого Салливана с людьми редко доставляли ему удовольствие и
на протяжении всей жизни оставались поверхностными и амбивалентными. Тем не менее, вопреки
этим трудностям или, возможно, именно благодаря им, Салливан внес огромный вклад в понимание
природы человеческой личности. Другими словами, «спася других, он жертвовал собой... он так и не
достиг ни непосредственности в общении, ни способности к близким отношениям: его собственная
школа межличностных отношений работала лишь ради других» (Lestor Haven, 1987, p. 184).
Салливан умер 14 января 1949 года в Париже, по пути домой с собрания Исполнительного совета
Всемирной федерации психического здоровья, проходившего в Амстердаме. После него не осталось
семьи — только груды рукописей, завещанных Психиатрическому фонду Уайта, которые были бережно
разобраны и опубликованы верными учениками, продолжающими дело жизни Гарри Стэка Салливана.
Основные понятия
Основополагающие понятия в теории личности, разработанной Салливаном, это напряжения и
трансформации энергии,
причем данные термины следует понимать в чисто физическом смысле.
Подобно тому как в классической механике Ньютона энергия тела существует в виде потенциальной и
кинетической, Салливан представлял человеческую личность как когнитивную систему, энергия в
которой может существовать либо в виде напряжений (потенциальных возможностей действий), либо в
виде непосредственных действий (трансформаций энергии). Напряжения,
в зависимости от
происхождения, подразделяются Салливаном на согласовывающие (потребности)
и
рассогласовывающие (тревога).
Трансформации энергии упорядочиваются и превращаются в конкретные образцы поведения,
которые характеризуют человека в течение всей его жизни — динамизмы, которые Салливан делит на
два основных класса. Первый из них связан со специфическими участками тела, включая рот, анус и
гениталии, а второй относится к напряжениям и состоит из трех категорий: рассогласовывающие,
изолирующие и согласовывающие.
Рассогласовывающие динамизмы включают все деструктивные образцы поведения, связанные с
озлобленностью;
изолирующие динамизмы включают образцы поведения, не относящиеся к
межличностным отношениям, например сексуальное влечение;
согласовывающие динамизмы — это
полезные образцы поведения, такие, как близость и Я-система.
Напряжения
«Напряжения могут рассматриваться как насущная необходимость в конкретных энергетических
трансформациях, которые рассеют напряжение, что часто сопровождается изменением „ментального“
состояния, изменениями сознания, по отношению к которым применим термин „удовлетворение“»
(1950, р. 85). Напряжения (tensions)
вызываются потребностями или тревогой.
Напряжения,
вызываемые потребностями,
представляют собой потенциальную возможность продуктивных
действий, в то время как напряжения, вызываемые тревогой,
влекут за собой непродуктивное или
Hosted by uCoz