Navigation bar
  Print document Start Previous page
 570 of 726 
Next page End  

Согласно Салливану, непосредственная борьба с тревогой, испытываемой человеком в этом
возрасте, практически невозможна. Как младенец не способен уменьшать степень своей тревоги, так и
родитель, не понимая происходящего, не может с его тревогой бороться. Любые признаки тревоги или
угроза безопасности младенца приводят к тому, что родитель пытается удовлетворить его потребности.
Так, например, мать может накормить своего плачущего ребенка, испытывающего тревогу, ошибочно
приняв ее за голод. Если ребенок отказывается принимать пищу, мать начинает тревожиться еще
больше, что повышает уровень тревоги у младенца. В конце концов уровень тревоги ребенка становится
настолько высоким, что начинает препятствовать процессам сосания и глотания.
В отличие от напряжений, связанных с потребностями, тревога не способствует их
удовлетворению, а препятствует ему. Тревога оказывает отрицательное воздействие не только на
младенцев, но и на взрослых. Она тормозит развитие полноценных межличностных отношений.
Салливан (1953) уподоблял высокий уровень тревоги удару по голове. Тревога делает нас
неспособными учиться, сужает диапазон восприятия, ослабляет память и может привести даже к
полной ее потере (амнезии). Тревога уникальна: заставляя нас следовать детскому желанию
безопасности, она порождает поведение, препятствующее нам учиться на своих ошибках. Результатом
других напряжений обычно являются действия, направленные на освобождение от этих напряжений.
Отличие тревоги и одиночества от других переживаний состоит в том, что они абсолютно бесполезны,
нежеланны и неприятны. Тревога приносит страдания, и мы имеем естественную тенденцию избегать
ее, предпочитая состояние эйфории (euphoria) или полного отсутствия напряжения. Этим рассуждениям
Салливан подвел простой итог: «присутствие тревоги гораздо хуже ее отсутствия» (1954, р. 100).
Поскольку очевидно, что гнев и страх могут приносить реальную пользу, вызывая действия,
которые способствуют адаптации и/или изменению человеком окружающего мира, Салливан провел
дефиницию между этими понятиями и тревогой.
Во-первых, тревога обычно возникает из комплекса
межличностных ситуаций и осознается довольно смутно; страх осознается более четко, и его причины
найти гораздо проще. Во-вторых, тревога не приносит абсолютно никакой пользы. Она может привести
к полезным действиям лишь тогда, когда трансформируется в другое напряжение, например в гнев или
страх. В-третьих, тревога препятствует удовлетворению потребностей, в то время как страх иногда
помогает нам удовлетворить некоторые из них. Тревогу можно определить как «напряжение, которое
препятствует действиям, направленным на удовлетворение потребностей» (Sullivan, 1953b, p. 44).
Трансформации энергии
В классической механике Ньютона энергия преобразуется из кинетической в потенциальную и
vice versa путем работы. По аналогии с этим Салливан назвал трансформацией энергии (energy
transformations)
напряжение, которое преобразуется в действия, явные или скрытые. Этот несколько
неуклюжий термин относится к нашим поступкам, направленным на удовлетворение потребностей и
снижение уровня тревоги. Не все преобразования энергии имеют вид конкретных действий, — многие
из них принимают форму эмоций, мыслей или поступков, совершаемых втайне от людей.
По поводу трансформаций энергии, характерных для конкретного индивида, Салливан писал
следующее: «Исследуя свое прошлое, каждый может обнаружить, что составляющие его жизнь паттерны
трансформации напряжения и энергии удивительным образом выступали как то, чему обучало нас
общество» (1950, р. 83). Упорядоченные трансформации энергии — паттерны — Салливан назвал
динамизмами.
Динамизмы
Салливан называл конкретные образцы поведения, которые характеризуют человека в течение
всей его жизни, динамизмами (dynamisms) термином, который означает примерное то же самое, что
особенности или характерные черты. Он описывал динамизм как «относительно устойчивый паттерн
энергетических трансформаций, периодическое возникновение которого характерно для организма на
протяжении всей его жизни» (1953, р. 103).
Динамизмы подразделяются на два основных класса. Первый из них связан со специфическими
Hosted by uCoz