Navigation bar
  Print document Start Previous page
 574 of 726 
Next page End  

Эта видимость причинно-следственных отношений между двумя событиями, происходящими в тесном
временном промежутке, называется паратаксическим искажением (parataxic distortion).
Так, например, чтобы получить сладость, ребенку нужно произнести слово «пожалуйста». Однако
он может прийти к ошибочному выводу о том, что его просьба вызвана появлением сладости. Это
является паратаксическим искажением,
поскольку произнесение слова «пожалуйста» само по себе не
является причиной появления сладости. Человек, который угощает ребенка, должен присутствовать при
произнесении этого слова и быть в состоянии выполнить просьбу. Если такого человека нет, то ребенок
может просить об этом Бога или воображаемых людей. Многие поступки взрослых являются причиной
подобного паратаксического мышления. Примером паратаксического мышления могут служить
суеверия.
Синтаксический уровень
Третий, и высший, присущий только человеку уровень знания — синтаксический (syntaxic level).
Переживания, которые являются общепризнанными и могут быть переданы с помощью символов, со
значением которых в той или иной степени согласны большинство людей, находятся на
синтаксическом уровне.
Общепризнанными, например, являются слова, поскольку разные люди более
или менее согласны с их значениями. Основными символами, которые люди используют для общения
друг с другом, являются символы языка — слова и жесты.
Первые следы синтаксического знания появляются в возрасте 12—18 месяцев, когда звук или
жест приобретают одно и то же значение для родителей и ребенка. Синтаксический уровень знания
начинает преобладать по мере того, как ребенок овладевает речью, но никогда полностью не вытесняет
прототаксическое и паратаксическое знание. Переживания взрослого человека происходят на всех
трех уровнях.
Итак, Салливан считал, что переживания человека происходят на трех уровнях знания:
прототаксическом, паратаксическом и синтаксическом. Переживания бывают трех видов: напряжения
(потенциальные возможности действий) и трансформации энергии (непосредственные действия).
Некоторые действия формируют последовательные образцы поведения, называемые динамизмами.
Салливан также различал две категории напряжений: потребности, которые являются
согласовывающими или полезными для развития, и тревогу, рассогласовывающую межличностные
отношения и препятствующую удовлетворению потребностей. Табл. 21.1 обобщает концепцию
Салливана.
Табл. 21.1
Переживания происходят на трех уровнях: прототаксическом, паратаксическом и синтаксическом.
Кроме этого, существует два вида переживаний — напряжения и трансформации энергии.
I. Напряжения (потенциальные возможности действий).
А. Потребности (согласовывающие, помогающие личности обрести целостность).
1. Основные потребности (способствуют общему психическому здоровью человека):
а) межличностные (ласка, близость и любовь);
б) физиологические (пища, воздух, вода и т. д.).
2. Зональные потребности (могут также участвовать в удовлетворении основных потребностей):
а) оральные;
б) генитальные;
в) мануальные.
Б. Тревога (рассогласовывающая и препятствующая удовлетворению потребностей).
II. Трансформации энергии (явные или скрытые действия, направленные на удовлетворение
потребностей или на уменьшение уровня тревоги). Некоторые трансформации энергии превратились в
последовательные образцы поведения, называемые динамизмами.
III. Динамизмы (особенности или образцы поведения):
A. Озлобленность (чувство, что человек живет среди врагов).
Б. Близость (опыт, характеризующийся тесными межличностными отношениями с другим
Hosted by uCoz