Navigation bar
  Print document Start Previous page
 575 of 726 
Next page End  

человеком, имеющим более или менее равный статус).
B. Сексуальное влечение (изолирующий динамизм, характеризующийся объективным
сексуальным интересом к другому человеку).
Персонификации
Одна из важнейших концепций созданной Салливаном теории личности — это понятие
персонификаций (personifications).
В течение всей своей жизни, начиная с младенчества, мы строим
мысленные образы самих себя и других людей. Эти мысленные образы, называемые персонификациями,
могут быть как адекватными, так и искаженными нашими потребностями и тревогой. Первоначально
сформировавшиеся в изолированной межличностной ситуации, персонификации в дальнейшем
закрепляются в качестве стереотипов и начинают влиять на отношение к другим людям, искажая их
реальные образы.
Салливан (1953b) описал три вида персонификаций, которые развиваются в период
младенчества: мать-плохая, мать-хорошая и Я.
Кроме этого, некоторые дети формируют
персонификацию идола (воображаемого товарища).
Мать-хорошая, мать-плохая
Первый из формируемых любым человеком мысленных образов — это персонификация мать-
плохая (bad-mother personification).
Персонификация мать-плохая рождается из младенческого опыта,
связанного с «плохим соском» — соском, который не удовлетворяет потребность в пище. Не имеет
значения, сосок ли это материнской груди или соска, надетая на рожок, из которого мать, отец или няня
кормят ребенка. Персонификация мать-плохая является недифференцированной, поскольку включает
всех людей, которые ухаживают за ребенком. Она является не точным образом «настоящей» матери, а
лишь неясным представлением ребенка о том, что его неправильно кормят.
Персонификация мать-хорошая (good mother) основана на материнской ласке и поддержке,
представлении о «хорошем соске», приносящем удовлетворение. Мать-хорошая возникает после
формирования персонификации мать-плохая.
Эти две персонификации, одна из которых основана на
восприятии младенцем тревожной и агрессивной матери, а другая — спокойной и ласковой матери,
складываются в комплексную персонификацию, состоящую из противоположных качеств,
проецируемых на одного и того же человека. Однако пока младенец не овладел речью, эти два
противоположных образа матери могут спокойно сосуществовать друг с другом.
Персонификации Я
Персонификации Я (me)
формируются у ребенка в результате межличностного общения, после
того как создан образ матери. В период младенчества ребенок приобретает три вида персонификаций Я
(я-плохой, я-хороший, не-я),
каждая из которых связана с развитием понятия о себе или своем теле.
Персонификация я-плохой является следствием наказаний и неодобрения, которые младенец получает
от матери. Возникающая в результате тревога достаточно сильна, чтобы младенец понял, что поступил
нехорошо, но не настолько серьезна, чтобы стать причиной диссоциации или селективного
игнорирования. Так же как и другие персонификации, я-плохой вырисовывается из межличностных
ситуаций. Так, младенец может понять, что он поступил неправильно, только с помощью другого
человека. Как правило, этим человеком является мать-плохая.
Персонификация я-хороший является результатом переживаний младенца, связанных с
одобрением и поощрением. Когда младенец получает от матери ласку, он чувствует, что он хороший.
Такой опыт снижает уровень тревоги и создает персонификацию я-хороший.
Персонификацию не-я и последующую диссоциацию или селективное игнорирование может
сформировать у младенца внезапная сильная тревога. Когда ребенок отрицает эти переживания,
воспринимая их не относящимися к его Я, они становятся частью персонификации не-я.
Эти
персонификации не-я также встречаются и у взрослых и могут проявляться в виде снов, шизофрении и
Hosted by uCoz