Navigation bar
  Print document Start Previous page
 577 of 726 
Next page End  

понять интеграционные тенденции, присущие межличностным отношениям, способы достичь
удовлетворения и освободиться от тревоги, более или менее отдаленные цели, ради которых можно
отказаться от существующих здесь и сейчас возможностей удовлетворить потребности или повысить
свой престиж» (1953, р. 243).
Ранняя юность (early adolescence),
определяющаяся пубертатным периодом, характеризуется
развитием изолирующего динамизма сексуального влечения,
вступающего в конфликт с существующим
динамизмом близости.
Согласно Салливану, ранняя юность заканчивается, когда молодой человек
находит между этими динамизмами некое равновесие и формирует паттерн поведения,
соответствующий его сексуальности.
Поздняя юность (late adolescence)
рассматривается Салливаном как достаточно длительный
переходный период к зрелости.
«Поздняя юность продолжается от паттернирования предпочитаемой
генитальной активности через множество ступеней обучения к окончательному становлению зрелого
репертуара межличностных отношений» (1958, р. 237).
Таблица. Шесть этапов развития человеческой личности по Салливану
Период
Возраст
Важные люди
Межличностный процесс
Важные навыки
Младенчество
0 - 2
Мать
Ласка
Мать-хорошая/ мать-плохая;
я-хороший/я-плохой
Детство
2 - 6
Родители
Обеспечение безопасности
с помощью воображаемых
товарищей
Синтаксический язык
Ювенильная эра
6 - 8,5
Друзья, равные
по статусу
Ориентация к жизни среди
равных людей
Соперничество, компромисс,
сотрудничество
Предъюношеский
период
8,5 - 13
Один друг
Близость
Уважение равных по статусу
людей и привязанность к
ним
Ранняя юность
13 - 15
Несколько
друзей
Близость и сексуальное
влечение, направленные на
разных людей
Баланс сексуального
влечения, близости и
действий, обеспечивающих
безопасность
Поздняя юность
15 и
старше
Любовник
Сочетание близости и
сексуального влечения
Открытие себя и «реального»
мира
Психические расстройства
Основной профессией Салливана была психиатрия, и первоочередной целью его работ являлось
создание теоретической базы для успешного лечения пациентов с острыми психическими
расстройствами. На основании своего клинического опыта Салливан пришел к выводу, что все
психические расстройства имеют межличностную природу и могут быть поняты лишь в контексте
социальной среды, окружающей человека. Кроме того, Салливан придерживался той точки зрения, что
отклонения от нормы, обнаруживаемые у психически больных людей, в какой-то степени присутствуют
практически у каждого человека. Психические расстройства являются следствием тех же
межличностных проблем, с которыми сталкиваются все люди. Салливан настаивал, что «уникальных
людей не существует, и не имеет значения, какие психические деформации имеет пациент — он точно
такой же человек, как и психотерапевт» (1953, р. 96).
Помимо изучения обсессивных расстройств, большая часть терапевтической работы Салливана
была посвящена исследованию и лечению шизофрении. Салливан различал две разновидности
шизофрении: первая имеет органические причины и поэтому находится за пределами межличностной
психиатрии; вторая включает в себя шизофренические расстройства, связанные с ситуативными
факторами. Салливан работал только со второй разновидностью шизофренических расстройств,
поскольку лишь они поддаются воздействию межличностной психиатрии.
Hosted by uCoz