Navigation bar
  Print document Start Previous page
 580 of 726 
Next page End  

- Третий этап развития —
ювенильная эра,
ограничивающаяся первыми тремя школьными
годами. В этот период дети учатся соперничеству, компромиссу и взаимопомощи — навыкам, которые
позволят им успешно пройти более поздние этапы развития.
- Самой критической стадией развития является предъюношеский период,
поскольку ошибки,
допущенные на этом этапе, очень трудно исправить в дальнейшем. В течение предъюношеского периода
ребенок получает навыки близости, обычно с человеком одного и того же возраста и пола. Эти тесные
межличностные отношения еще не осложнены сексуальным влечением и поэтому позволяют человеку в
дальнейшем относиться к лицам противоположного пола по-человечески,
иметь с ними человеческую
близость, а не только сексуальную.
- По мере того как молодые люди достигают ранней
юности,
у них появляется сексуальный
интерес, вызванный возрастными изменениями в организме. Если в течение предъюношеского периода
они научились строить близкие отношения с лицами своего пола, то они будут способны поддерживать
не только эти однополые отношения, но и строить новые, но уже с молодыми людьми
противоположного пола и на основе сексуального влечения.
- Люди достигают поздней юности,
когда они становятся способными строить близкие
отношения с сексуально привлекательным для них человеком. К сожалению, не все люди достигают
этой стадии развития. Некоторые люди так на всю жизнь и остаются неспособными любить человека,
к которому они испытывают сильное сексуальное влечение. Период поздней юности достигает своего
пика в зрелости — стадии, которая характеризуется наличием устойчивых любовных взаимоотношений.
Ключевые понятия
Близость (Intimacy). Согласовывающий динамизм,
который направлен на то, чтобы вызвать у
партнера симпатию, нежность и преданность и тем самым избавиться от двух неприятных чувств —
тревоги и одиночества. Близость предполагает тесные отношения между двумя людьми, имеющими
более или менее равный статус. Каждый из них видит в другом равную себе личность, а не только
объект наслаждения.
Динамизмы (Dynamisms). Конкретные образцы поведения, которые характеризуют человека в
течение всей его жизни, примерно то же самое, что особенности или характерные черты. Динамизмы
подразделяются на два основных класса — связанный со специфическими участками тела, включая рот,
анус и гениталии, и относящийся к напряжениям, который состоит из трех категорий:
рассогласовывающие, изолирующие и согласовывающие.
Рассогласовывающие динамизмы включают
деструктивные образцы поведения; изолирующие динамизмы включают образцы поведения, не
относящиеся к межличностным отношениям; согласовывающие динамизмы — это полезные образцы
поведения.
Диссоциация (Dissociation). Одно из основных действий, обеспечивающих безопасность
(security operations),
включает в себя стремления и потребности, которые человек не хочет допускать в
сознание. Диссоциированные образы и переживания продолжают влиять на личность на
подсознательном уровне, могут проявляться в снах, мечтах или других бессознательных действиях.
Заключение (Termination). Четвертая стадия психотерапевтического интервью по Салливану,
означающая, что встречи с пациентом завершены. На стадии заключения психотерапевт делает выводы
о том, достиг ли пациент какого-либо прогресса, делится ими с пациентом, дает ему рекомендации и
формально завершает интервью.
Исследование (Reconnaissance). Вторая стадия психотерапевтического интервью по Салливану.
Психотерапевт получает подробную информацию о жизни и проблемах пациента, задавая открытые
вопросы (open-ended questions), на которые пациент отвечает не задумываясь, пока его мыслеобразы не
сосредоточатся на какой-нибудь одной важной проблеме. На этой же стадии психотерапевт анализирует
полученные данные, после чего пациент вносит в них поправки и добавления.
Напряжения (Tensions). Одна из форм существования энергии в человеческой личности.
Салливан различал две категории напряжений:
1) потребности общие (general),
включающие
потребность в воздухе, пище и воде, и зональные (zonal), связанные с определенными частями тела; 2)
Hosted by uCoz