Navigation bar
  Print document Start Previous page
 582 of 726 
Next page End  

Библиография
Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. М: КСП+; СПб: Ювента, 1999.
Feist J., Feist G., (1998), Theories of Personality, McGraw-Hill.
Haven L., (1987) Approaches in the mind: Movement of psychiatric schools from sects toward science.
Cambridge, MA: Harvard University Press.
Sullivan H. S., (1953 a) Conceptions of modern psychiatry. New York: Norton.
Sullivan H. S., (1953 b) The interpersonal theory of psychiatry. New York: Norton.
Sullivan H. S., (1954) The psychiatric interview. New York: Norton.
Sullivan H. S., (1956) Clinical studies in psychiatry. New York: Norton.
Sullivan H. S., (1962) Schizophrenia as a human process. New York: Norton.
Sullivan H. S., (1964) The fusion of psychiatry and social science. New York: Norton.
Глава 22. Альберт Бандура и социально-когнитивная теория
Д. Чернышев
Один из самых значительных персонологов современности — это, несомненно, Альберт
Бандура, американский ученый канадского происхождения.
«Люди не ведут себя как флюгера, постоянно меняя направление в зависимости от того, каким
социальным влияниям они подвергаются в данный момент» (Bandura, 1995b, p. 350).
В отличие от радикальных бихевиористов, он считает, что личность формируется поведением
человека, его индивидуальными характеристиками (особенно важную роль здесь играет мышление —
cognition) и влиянием окружающей среды и что все эти факторы действуют совместно, а научение не
обязательно предполагает вознаграждение. Согласно социально-когнитивной теории (social-cognitive
theory) Бандуры, мы можем учиться, наблюдая за действиями другого человека. Например, мы смотрим
на фокусника, представляющего какой-нибудь трюк, замечаем, как он это делает, а потом дома сами
повторяем его фокус. Очевидно, в первую очередь научение необходимо нам самим, чтобы что-то
делать. Кроме того, в теории Бандуры большое внимание уделяется способности человека мыслить и
познавать и гораздо меньшее, скажем, по сравнению со Скиннером, — факторам окружающей среды.
Бандура подчеркивает также идею о том, что подкрепление (reinforcement) может быть и косвенным, то
есть мы можем укрепиться в нашем стремлении к учению, видя, как другой получает свою награду. С
радикальным бихевиоризмом теория Бандуры расходится и в точке зрения на отношения между
подкреплением и мышлением. В то время как Скиннер придерживается точки зрения, что научение
невозможно без подкрепления, Бандура утверждает, что не может быть подкрепления без
предшествующей ему способности познавать. Для того чтобы нечто укрепило нас в наших намерениях,
мы должны иметь представление о связи между действиями и их последствиями. Обусловленность,
таким образом, не есть только непосредственный результат событий, происходящих в окружающем
мире, мышление и познавательная способность также имеют значение.
Биографический экскурс
Альберт Бандура (Albert Bandura) родился 4 декабря 1925 года на севере канадской провинции
Альберта, в городке Мундара, настолько маленьком, что в нем была единственная школа, где и учился
будущий теоретик человеческого поведения. После окончания школы Бандура провел лето на Аляске,
работая на строительстве скоростной магистрали, которая сооружалась во время Второй мировой
войны, чтобы связать Аляску с основной территорией Соединенных Штатов. Он оказался среди рабочих
парней, многие из которых демонстрировали психические отклонения различной степени. Хотя
наблюдение за этими рабочими пробудило в Бандуре интерес к психопатологии, окончательное
Hosted by uCoz