Navigation bar
  Print document Start Previous page
 585 of 726 
Next page End  

Рис. 22.1. Концепция реципрокного детерминизма Бандуры. Человеческая деятельность —
это продукт взаимодействия (B) поведения, (P) свойств личности и (E) окружающей среды.
(Источник: Albert Bandura, 1994b, Social cognitive theory and mass communication. In J. Bryant & D. Zillmann
(Eds.), Media effects: Advances in theory and research (p. 62). Hillsdale, NJ: Erlbaum.)
Приведенный пример можно рассмотреть, используя данную диаграмму. Во-первых, просьба
ребенка воздействует на поведение отца (E
> B) и частично определяет мышление отца (E
—> P),
поведение отца помогает сформировать поведение ребенка, то есть его окружающую среду (B —> E), его
поведение действует и на его собственные мысли (B —> P), а его мышление частично определяет его
поведение (P —> B). Для завершения цикла необходимо, чтобы P (личность) влияла на E (среду). Каким
образом может мышление отца прямо, не воплотившись сначала в его поведение, изменять
окружающую среду? Оно не может этого делать. Но символ P означает не только мышление, он
представляет всю личность. В этом случае отец, благодаря достоинствам своей роли и родительского
статуса, а возможно, в связи со своим ростом и физической силой, производит на маленького ребенка
впечатление решительности. Таким образом, окончательное определение завершено (P —> E).
«Люди, независимо от своего поведения, посредством физических характеристик (черты лица,
раса, пол, внешняя привлекательность) и социальных атрибутов, роли и статуса, вызывают различные
реакции окружающей среды» (1978 b, p. 346).
Детерминизм и случайность
Употребляемое Бандурой слово «детерминизм» не должно ввести читателя в заблуждение.
Детерминированной системой принято называть систему, в которой функция перехода состояний и
выходная функция по заданному начальному состоянию и заданной последовательности входных
сигналов однозначно определяют новые состояния и выходы. С такой кибернетической точки зрения,
человеческое поведение, по Бандуре, является детерминированной системой.
Однако, в отличие от
Скиннера, видящего причину любой человеческой деятельности в явлениях окружающей среды,
Бандура никогда не был абсолютным детерминистом и не считал детерминизм и свободу действий
несовместимыми. Не принимая при этом концепцию абсолютно свободной воли, он, в отличие от
других теоретиков, придавал очень большое значение случайным событиям (fortuitous events), в
частности случайным встречам (chance encounters).
Любой из факторов реципрокной триады — поведение, личность или окружающая среда в
результате случайного события может непредсказуемо измениться в любой момент времени, и человек,
благодаря своей пластичности, тоже изменится.
Таким образом, человеческое поведение оказывается не детерминированной, а стохастической
системой, и это делает точные предсказания практически невозможными. Тем не менее случайные
встречи воздействуют на людей только в точке E схемы реципрокного детерминизма и добавляют свое
влияние к множественному взаимодействию личности, ее поведения и окружающей среды. В этом
Hosted by uCoz