Navigation bar
  Print document Start Previous page
 587 of 726 
Next page End  

дружелюбного поведения; путем непосредственного опыта мы учимся больше ценить тепло и сухость,
чем холод и сырость; наблюдая за другими, мы вырабатываем множество стандартов для оценки своих
действий. Во всех этих трех случаях то, каким стандартам мы научимся следовать, зависит от
личностных характеристик, но и влияния окружающей среды также играют роль.
Кроме того, внешними факторами саморегуляции являются подкрепления (reinforcement)
человеческой деятельности. Внутреннее вознаграждение не всегда является достаточным, мы также
нуждаемся в стимулах, происходящих из внешней среды, более сильных, чем самоудовлетворение.
Бандура рассматривает с этой точки зрения как подкрепления со стороны общества (материальная
поддержка или одобрения и поощрения окружающих), так и маленькие вознаграждения, которые
человек делает себе сам, после достижения промежуточных целей. Однако если человек вознаграждает
себя за неадекватные действия, это обычно приводит к санкциям от окружающей среды. Когда то, что
мы делаем, не соответствует собственным внутренним стандартам, мы склонны воздерживаться от
самовознаграждений.
Внутренние или личностные факторы саморегуляции в свете концепции Системы «я» Бандура
(1986, 1991 b) рассматривает гораздо подробнее, выделяя три необходимых условия: самонаблюдение
(self-observation),
процесс вынесения суждений (judgmental process)
и активная реакция на себя (active
self-reaction).
Самонаблюдение
Контроль за своими действиями, пусть и неполный, — это обязательное условие поведения. Мы
избирательно выделяем некоторые стороны нашего поведения и игнорируем все остальные. То, что мы
видим, зависит от наших интересов и других изначальных понятий о себе. В ситуациях, когда нужно
что-то сделать или чего-то добиться, мы обращаем внимание на качество, объем, скорость или
оригинальность нашей работы; в межличностных ситуациях для нас важны коммуникативность и
соответствие нашего поведения общественной морали.
Процесс вынесения суждений
Процесс вынесения суждений (judgmental process) помогает нам регулировать свое поведение с
помощью мышления. Мы способны не только рефлективно размышлять, но и выносить суждения о
ценности наших действий на основе целей, которые мы перед собой ставим. Процесс вынесения
суждений зависит от личных стандартов, образцов для сравнения, ценности данной деятельности для
нас и от того, в чем мы видим причину достижений.
Большинство наших действий мы оцениваем, сопоставляя их с образцами для сравнения
(standard of reference).
Мы судим о наших успехах в сравнении с тем, чего добился какой-то
определенный человек, или сверяя их со стандартными нормами, как, например, в некоторых играх, где
надо набрать определенное число очков, чтобы закончить партию. Кроме того, мы используем наши
собственные предыдущие достижения в качестве образца для сравнения с нашими настоящими
достижениями и оцениваем последние на этой основе.
Личные стандарты (personal standards)
позволяют нам оценивать наши достижения, не
сравнивая их с тем, что делают другие. Сильно заторможенный в развитии десятилетний ребенок может
быть очень рад, научившись завязывать шнурки. Он не станет меньше ценить свой успех только оттого,
что другие дети могут делать то же самое в более раннем возрасте.
Кроме личных стандартов и образцов процесс вынесения суждений зависит также и от того,
какую изначальную ценность (value)
мы придаем нашей деятельности. Если мы не считаем очень
ценным умение мыть посуду или вытирать пыль, мы не будем тратить много времени и усилий,
пытаясь развить в себе эти способности. С другой стороны, если мы высоко ценим продвижение в
бизнесе или достижение какого-то уровня профессиональной подготовки и образования, мы положим
много сил, чтобы добиться успеха в данной области.
«После того как данный уровень поведения достигнут, он больше не требуется, и человек
начинает искать нового самоудовлетворения. Люди хотят повысить нормы поведения после успеха и
Hosted by uCoz