Navigation bar
  Print document Start Previous page
 589 of 726 
Next page End  

пониманию ситуации. Концепция выборочного включения Бандуры аналогична идее выборочного
невнимания (selective inattention) Салливана. Салливан использовал термин «выборочное невнимание»,
говоря о том, что люди отказываются видеть вещи, которые они не желают видеть.
Второй самореагирующий (self-reactive) механизм поведения Бандура обозначил как отключение
внутреннего контроля.
Когда мы встречаемся с двусмысленной ситуацией — не входящей прямо в
противоречие с нашими личными стандартами, но и не очень-то им соответствующей, — то мы можем
отделить в своем сознании наше поведение от его негативных последствий. Отключение внутреннего
контроля, как и выборочное включение, позволяют нам предпринимать действия, предосудительные с
точки зрения общества и морали, сохраняя при этом свои моральные стандарты. Такое поведение
выгодно для самого человека, но приносит вред остальным.
Процесс отключения внутреннего контроля не является бессознательным и автоматическим,
скорее его следует определить как сознательно опосредованный. Он не предохраняет личность ни от
требований инстинктов, ни от внешних угроз, а вместо этого позволяет нам в двусмысленных ситуациях
уменьшить ответственность или избежать ее, оправдывая для себя поведение обычно чуждое нашим
стандартам самооценки. В отличие от самосохранительных тенденций, эти действия не направлены
прямо на других людей, а предпринимаются для оправдания такого своего поведения, которое в других
условиях казалось бы нам бессмысленным и стыдным.
На рис. 22.2 изображены различные механизмы, с помощью которых самоконтроль отключается
или выборочно включается. Во-первых, мы можем переопределять природу поведения путем
морального оправдания своих действий или навешивания на них ярлыков. Во-вторых, мы можем
смещать или распылять ответственность, отказываясь признавать связь между нашими действиями и
их результатами. В-третьих, мы можем искажать, умалять или игнорировать последствия нашего
поведения. В-четвертых, мы можем обвинять или дегуманизировать жертву.
Рис. 22.2. Механизмы, с помощью которых внутренний контроль выборочно включается
или отключается от оценки предосудительного поведения в различные моменты процесса
регуляции. (Источник: Social Foundations of Thought and Action, Bandura, Albert, © 1986.)
Переопределение поведения
С помощью переопределения поведения (redefinition of behavior)
мы оправдываем для себя в
других случаях недопустимые действия, перестраивая свое сознание так, что это позволяет нам
уменьшить свою ответственность или вообще избежать ее. Мы можем снять с себя ответственность за
свое поведение, по крайней мере, тремя способами (см. левый верхний прямоугольник на рис. 22.2).
Первый из них — это моральное оправдание (moral justification),
когда преступное в других
случаях поведение представляется необходимым для самозащиты или даже достойным. Бандура (1991 а)
приводил в качестве примера историю героя Первой мировой войны сержанта Алвина Йорка, который
Hosted by uCoz