Navigation bar
  Print document Start Previous page
 593 of 726 
Next page End  

успехе.
«Те, кто считает себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному
представлению неудачного сценария, и сосредотачиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в
неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение» (A. Bandura
«Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy», DP ¹ 25, 1989, p. 729).
Косвенный опыт
Вторая причина, изменяющая самоэффективность, —
косвенный опыт (vicarious experiences),
полученный из наблюдения схожих ситуаций. Когда мы видим, как другие преуспевают, наша
самоэффективность повышается (Bandura, Adams, Hardy, & Howells, 1980), а когда мы узнаем, что некто,
равный нам по способностям и подготовке, потерпел неудачу, наша самоэффективность понижается
(Bandura & Inouye, 1978). Косвенный опыт не имеет большого влияния, если образец, который мы
наблюдаем, не похож на нас. Когда старый, малоподвижный и боязливый человек видит, как молодой,
энергичный, смелый гимнаст идет по проволоке под куполом цирка, предположения такого зрителя
относительно способности артиста повторить трюк, конечно, вряд ли изменятся.
Как правило, наблюдение за другими не так существенно для повышения уровня эффективности,
как собственный опыт, но оно может оказывать мощное воздействие в случае, если самоэффективность
понижается. Когда человек видит, что пловцу примерно равного с ним уровня не удалось переплыть
бурную речку, он скорее всего раздумает предпринимать подобные попытки. Последствия таких
косвенных переживаний могут сказываться иногда всю жизнь.
Общественное мнение
Самоэффективность также может возникать или ослабевать благодаря общественному мнению
(Bandura, 1995 а). Хотя воздействие этого источника ограничено, при определенных условиях мнение,
высказанное другими, может повысить или понизить самоэффективность (Chambliss & Murray, 1979). Во-
первых, мы должны верить тому, кто высказывает свое отношение. Увещевания или критика от
источника, пользующегося нашим доверием, оказывают более сильное действие, чем слова человека,
которому мы не доверяем. Второе условие, необходимое для повышения самоэффективности через
общественное поощрение, состоит в том, что действия, которые человека побуждают произвести,
должны находиться в пределах его реальных возможностей. Никакие словесные уверения не изменят
мнение человека о том, насколько он способен перепрыгнуть через забор трехметровой высоты.
Бандура (1986) предполагает, что результативность внушения прямо связана с тем, какой статус и
авторитет имеет для нас человек, высказывающий свое мнение. Статус и авторитет, конечно, не одно и
то же. Например, если психотерапевт внушает пациенту, страдающему фобией, что тот может ехать на
переполненном эскалаторе, это скорее повысит его самоэффективность, чем подбадривания от жены
или детей. Но если тот же психотерапевт говорит своим пациентам, что они способны заменить
перегоревший переключатель, это вряд ли повысит их самоэффективность по отношению к данной
деятельности. Кроме того, общественное поощрение наиболее действенно, когда оно сочетается с
собственным успешным исполнением. Одобрение окружающих может убедить человека попробовать
что-либо сделать, и если у него это получится, тогда как его достижение, так и полученные им похвалы
увеличивают его самоэффективность.
Физическое и эмоциональное состояние
Последний источник изменения самоэффективности — физическое и эмоциональное состояние
человека (Bandura, 1995 а). Сильные эмоции, как правило, мешают деятельности; когда человек
испытывает сильный страх, острую тревогу или находится в состоянии стресса, его уверенность в своей
эффективности обычно понижается. Актер в школьной пьесе знает свою роль и хорошо играет на
репетиции, но понимает, что из-за страха, который чувствует перед премьерой, вполне может забыть
все слова. Иногда, в некоторых ситуациях, состояние эмоционального напряжения, если оно не очень
Hosted by uCoz