Navigation bar
  Print document Start Previous page
 599 of 726 
Next page End  

сознательные структуры, позволяющие нам замечать, оценивать и регулировать свое поведение.
- Мы имеем ограниченную способность к саморегуляции и можем использовать для этого как
внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы дают нам стандарты для оценки своего
поведения (standards for evaluating our behavior), а также внешние подкрепления (external reinforcement) в
форме наград, получаемых от других. Внутренние факторы саморегуляции включают: 1)
самонаблюдение, 2) процесс вынесения суждений и 3) реакцию на себя.
- Процессы саморегуляции, однако, специфичны и действуют только тогда, когда они включены.
Посредством выборочного включения (selective activation)
и отключения внутреннего контроля
(disengagement of internal control)
мы можем отмежеваться от вредных последствий наших действий.
Четыре основных метода выборочного включения и отключения внутреннего контроля — это: 1)
переопределение своего поведения, 2) смещение или распыление ответственности, 3) игнорирование
или искажение последствий своего поведения и 4) обвинение самих жертв в их страданиях.
- Наша деятельность, как правило, более успешна, когда мы обладаем высокой
самоэффективностью (self-efficacy),
то есть большой уверенностью в своей способности произвести
действия, которые приведут к желаемому результату в данной конкретной ситуации.
Самоэффективность повышается или понижается благодаря 1) непосредственному опыту, то есть
успешным собственным действиям, 2) косвенному опыту, 3) общественному одобрению или
порицанию и 4) физическому и эмоциональному состоянию человека.
-
Коллективная эффективность (collective efficacy)
означает уверенность группы людей в том,
что они могут совместными усилиями добиться социальных перемен.
- Бандура полагает, что человек может учиться, не производя сам никаких действий. Он называет
этот процесс научением через наблюдение (observational learning)
и отличает его от научения через
проигрывание (enactive learning).
Для того чтобы научиться посредством наблюдения, мы должны: 1)
обратить внимание на образец, которому собираемся следовать, 2) организовать и хранить свои
наблюдения, 3) попробовать выполнить новые для себя действия, 4) иметь причину повторять
поведение модели.
- Научение через проигрывание имеет место, когда мы встречаемся с последствиями своей
деятельности. Эти последствия могут сообщать нам информацию, мотивировать будущее поведение или
подкреплять настоящее.
Ключевые понятия
Выборочная активация (Selective activation). Концепция, согласно которой не существует
автоматического внутреннего контролирующего агента, такого как сознание или суперэго.
Саморегуляторные (self-regulatory) функции действуют, только когда они включены.
Искажение результатов своих действий (Distorting, obscuring). Функция отключения
внутреннего контроля, включающая преуменьшение, игнорирование последствий и неправильное
истолкование своего поведения.
Мышление (Cognition). Внутренняя структура, частично определяющая, какие события
окружающей среды будут восприняты, получат оценку и станут основой для действия.
Отключение внутреннего контроля (Disengagement of internal control). Психологический
механизм, благодаря которому мы можем отделять в сознании наше поведение от его негативных
последствий. Бандура выделяет такие функции, как: переопределение природы поведения, смещение
или распыление ответственности, искажение, умаление или игнорирование последствий нашего
поведения, обвинение или дегуманизация жертвы.
Переопределение поведения (Redefinition of behavior). Функция отключения внутреннего
контроля, включающая в себя моральное оправдание (moral justification), оправдывающее сравнение
(palliative comparisins) и использование словесных ярлыков (euphemistic labels).
Реципрокный детерминизм (Reciprocal determinism). Теория, согласно которой поведение
человека есть результат взаимодействия личностных факторов, включая мышление и познавательную
способность (cognition), явлений окружающей среды и действий самого человека.
Hosted by uCoz