Navigation bar
  Print document Start Previous page
 601 of 726 
Next page End  

«Лучше всего теорию поля можно характеризовать как метод, а именно, метод анализа
причинных соотношений и построения научных конструкций» (Левин К., 1980а, с. 133).
«Интересно заметить, что многие из великих «открытий» психологии по существу заключались в
демонстрации существования в жизненном пространстве влияний, ранее не включавшихся» (Дорвин
Картрайт, предисловие к книге: К. Левин. «Теория поля в социальных науках», с. 12).
«Психологи никогда не смогут понять или предсказать человеческое поведение, не прилагая
усилий к тому, чтобы изучить, каким образом люди воспринимают и понимают (концептуализируют)
свой мир» (The Heritage of Kurt Lewin, 1992, p. 5).
Благодаря работе Левина и его коллег такие понятия, как потребность (need), стремление
(intention), когнитивная карта (cognitive map), намерение (purpose), мотив, цель, когнитивный диссонанс
(Л. Фестингер, 1957), атрибуция (Хайдер, 1944) и ожидания, смогли занять достойное место в
психологии. Конструкты теории поля, используемые в так называемых «действенных исследованиях»,
способствуют осмыслению и решению самых разных проблем. Именно поэтому метод Левина в
последнее время столь часто используется в образовании и других сферах социальной жизни.
Биографический экскурс
Курт Цадек Левин родился в сентябре 1890 года в городке Могильно, расположенном в прусской
провинции Позен. Теперь это территория Польши. Население Могильно составляло пять тысяч человек.
В одной из тридцати пяти еврейских семей, проживающих в городке, и появился на свет Курт. Его отец
Леопольд Левин знал три языка, имел некоторое музыкальное образование и хорошо вел дела, владея
небольшой фермой и продовольственной лавкой. Курт родился вторым ребенком, кроме него в семье
было еще трое детей: старшая сестра Герта и младшие братья, Игон и Фриц. Родители любили друг друга
и своих детей, уважительно относились к их мнению, в доме царила атмосфера тепла и радушия. Но за
пределами еврейской общины Курту Левину с детства приходилось сталкиваться с холодным и жестким
отношением. В одном из писем В. Келеру он описывал прусские нравы того времени: «Стопроцентный
антисемитизм наигрубейшего сорта, который (...) воспринимался как само собой разумеющееся
положение вещей не только помещиками, но и местными крестьянами» (Lewin M., 1992, р. 16). В
императорской Германии еврей не мог стать офицером, занять место на гражданской службе или быть
землевладельцем. Как пишет его дочь, Мириам, в детстве Курт одновременно ощущал к себе
положительное отношение в семье и в еврейской общине и резкое отрицание со стороны внешнего
мира. Эта маргинальность сопутствовала ему всю жизнь.
Когда Курту исполнилось пятнадцать лет, их семья переехала в Берлин, чтобы дети могли
учиться в гимназии и получить классическое образование. Оно включало в себя такие предметы, как
математика, история, естественные науки, латынь, греческий и французский языки. В гимназии Курт
Левин полюбил греческую философию. Лучшие отметки он получал по рисованию, черчению, физике и
математике. Невольно хочется провести параллель между его гимназическими успехами по этим
предметам и склонностью, уже будучи ученым, изображать теоретические положения в графической
форме, а также использовать физико-математическую терминологию в области психологии. Что же
касается иностранных языков и чистописания, то по ним у Левина были лишь удовлетворительные
отметки. В будущем, когда ученый станет работать в Америке, затруднения, связанные с языковым
барьером, приведут к возникновению комичных ситуаций.
Левин получил хорошее образование в университетах Фрайбурга, Мюнхена и Берлина. Хотя он и
начинал как студент-медик, но, по словам Мириам Левин, через полгода возненавидел медицину и
анатомию и перешел на философский факультет. С особым интересом Курт Левин посещал курсы
«Философия Канта и немецкий идеализм», «Логика естественных наук», а также множество
психологических дисциплин. Только у профессора В. Штумпфа он прослушал четырнадцать различных
курсов по психологической тематике. В Берлине Левин глубоко изучал физику и математику, что
впоследствии сыграло роль в становлении его теории. В то время в немецкой академической
психологии доминировали методы экспериментального исследования человеческой психики,
разработанные Вильгельмом Вундтом. Их «стерильность», изолированность от социального контекста
Hosted by uCoz