Navigation bar
  Print document Start Previous page
 618 of 726 
Next page End  

Интеллект
Если рассматривать интеллект как что-то застывшее, обусловленное влиянием наследственности,
то понятно, почему Левин специально не рассматривал этот конструкт. Если же под этим понятием
понимать мыслительные операции, процесс решения проблем, то данные аспекты неоднократно
обсуждались и им и исследователями его научной деятельности.
Например, вопрос интеллекта не мог не возникнуть при исследовании темы сравнения
жизненных пространств умственно отсталого и нормального ребенка. Левин предположил, что
«границы между ячейками
[Левин постоянно пытался усовершенствовать свою терминологию и в
разных статьях употреблял в одном и том же смысле слова: «ячейка», «клетка», «сектор», «регион» и т. п.]
во внутренней сфере умственно отсталого ребенка должны быть жестче, чем у нормального» (Холл,
Линдсей, с. 322). То есть переход от одного региона к другому для умственно отсталого ребенка более
труден, чем для нормального. Это влияет, разумеется, на скорость и гибкость в решении проблем. Так же
«Левин постулировал большую дифференцированность нормального ребенка» (Холл, Линдсей, с. 323).
Эту гипотезу проверил и подтвердил О. Кепке. Следовательно, имея в распоряжении больше регионов,
которые возможно было бы использовать в решении проблем, нормальный ребенок быстрее и
эффективнее справляется с заданием и переходит к следующему. Что же касается умственно отсталого
ребенка, то, как показали эксперименты О. Кепке, он будет пробовать закончить решение одной задачи,
не переходя к следующим.
Такую традиционно относимую к интеллекту сферу, как решение проблем, Левин определял в
терминах локомоций. Существуют «профессионально-деловые локомоции — например, решение
проблемы» (Холл, Линдсей, с. 303). Процесс мышления, как и любой другой психический процесс,
направлен на восстановление равновесия, снятие возникшего с нарушенным равновесием напряжения.
Поэтому «...человек, столкнувшийся с задачей разрешения проблемы, становится напряженным в одной
из систем. Для разрешения проблемы — и тем самым редуцирования напряжения — он использует
процесс мышления. Мышление продолжается до достижения удовлетворительного результата, и в это
время человек возвращается к состоянию равновесия» (Холл, Линдсей, с. 307). Не всегда процесс
мышления сразу приводит к снятию напряжения. Как пишут Холл и Линдсей: «Частная система может в
действительности становиться все более и более напряженной, в то время как вся система возвращается
к уравновешенному состоянию. Это случается, когда человек, решая проблему, вынужден идти
окольным путем. Во время «обхода» напряжение может повышаться в одном из субрегионов, хотя
общий процесс в конечном счете вернет человека к состоянию равновесия. Некто может приступить к
задаче, хорошо зная, что придется выдерживать нарастающее напряжение, но в то же время предвидя,
что конечным результатом будет более совершенный баланс сил» (Холл К. С., Линдсей Г., с. 307-308).
Решение проблемы в гештальт-психологии описывается следующим образом: происходит инсайт
и затем когнитивная реорганизация. Теория поля уточняет этот принцип указанием на жизненное
пространство, в котором идет реорганизация. «Когнитивное переструктурирование происходит, когда
человек обнаруживает новые способы решения проблем (инсайт). <...> Переструктурирование может
также быть следствием вторжения сторонних факторов из внешней оболочки в психологическую среду»
(Холл К. С., Линдсей Г., с. 313-314). А чтобы между определенными фактами жизненного пространства
возникла связь, обусловливающая инсайт и последующую за ним реструктурализацию, нужно, чтобы
они принадлежали к одной системе напряжения (Холл К. С, Линдсей Г., с. 315).
«Я»
Проводя аналогии с некоторыми из понятий, входящих в концептуальный аппарат теории поля,
можно заключить, что понятие «я» связано с регионами, входящими во внутреннюю зону жизненного
пространства индивида. В данный конкретный момент времени актуализируются одни определенные
регионы, а в следующий — другие. Как и прочие, «вырванные» из целостного жизненного пространства
конструкты, Левин не рассматривает «я» отдельно. С другой стороны, в каждом его исследовании
обязательно присутствуют регионы, входящие в данный термин. Это могут быть ожидания личности, ее
мнение о себе, размышления об оценке своей личности другими людьми и другое.
Hosted by uCoz