Navigation bar
  Print document Start Previous page
 620 of 726 
Next page End  

- Когда задание не закончено, сохранение напряженности повышает вероятность того, что оно
сохранится в памяти.»
То есть основная гипотеза заключалась в следующем: незавершенные действия будут
запоминаться лучше, чем завершенные.
После эксперимента Зейгарник попросила воспроизвести содержание заданий. Анализ ответов
испытуемых показал, что воспроизведение незаконченных действий превышает воспроизведение
завершенных действий в 1,9 раза.
Эта закономерность получила название эффекта Зейгарник.
Итак,
незаконченные действия запоминаются почти в два раза лучше, чем завершенные.
На основании эксперимента можно сделать вывод о том, что мнемоническая деятельность (то
есть деятельность, связанная с запоминанием) определяется не закрепившимися в прошлом опыте
ассоциациями, не количеством повторений, а наличием намерения сделать что-то в данный момент
времени. Наличие напряженной (заряженной) системы, направленной на выполнение действия в
будущем, приводило к установлению цели и обусловливало реальную деятельность данного момента —
воспроизведение. Но при изменении цели деятельности лучшее воспроизведение незавершенных
действий не наступает. Действенными потребностями оказываются те, которые в проблемной ситуации
приводят человека к принятию решения.
М. Овсянкина, так же как и Б. Зейгарник, российская студентка Левина, решила проверить
предположение о сохранении напряженности в психологической среде, если действие не завершено,
следующим образом. Ее гипотеза состояла в том, что человек склонен возвращаться к выполнению
незавершенных заданий.
Испытуемым предлагался ряд заданий. Под различными предлогами экспериментатор прерывала
выполнение каждого из них. Затем делала вид, что не наблюдает за испытуемыми. В 86% участники
эксперимента возвращались к выполнению незавершенных заданий.
Таким образом, гипотеза
подтвердилась. Результат этого эксперимента напоминает одну комичную ситуацию. Девочка
занимается на фортепиано. Ей необходимо поупражняться в гаммах до определенного времени, скажем,
до шести часов. Рядом с ней сидит папа и читает газету. Девочка множество раз подряд проигрывает
одну и ту же гамму, но ровно в шесть часов вскакивает с кресла и убегает на улицу, не доиграв две ноты.
Через некоторое время папа начинает проявлять признаки легкой нервозности, а затем встает, подходит
к инструменту, доигрывает те самые недоигранные две ноты и успокоенный садится обратно читать
газету. Почему же девочка не доиграла до конца? Видимо, ее деятельность не была связана с гаммами.
Скорее всего она считала минуты до того момента, когда можно будет пойти погулять.
Понятно, что в описанных выше экспериментах очень важна роль экспериментатора. Он должен
был владеть определенными актерскими данными. Не каждому удавалось под различными предлогами
прерывать выполнение заданий, чтобы испытуемые не заподозрили чего-нибудь (Зейгарник, 1981).
Левин особо подчеркивал, что ситуация эксперимента не может быть стерильной, свободной от любого
социального влияния.
Исследование замещающих действий
Если мы вспомним опыт М. Овсянкиной, то отметим, что не все испытуемые вернулись к
выполнению прерванных заданий. Некоторые из них «разрядили» напряжение, созданное в системе,
выполнив другие задания, которые стали для них своего рода замещением.
А. Малер и К. Лиссиер повторили опыт М. Овсянкиной, но после прерывания заданий
предлагали вместо них однородные. Гипотеза была следующей: однородные задания носят характер
замещающих действий, то есть действий, разряжающих напряжение в системе.
Гипотеза подтвердилась — процент возврата к незавершенным заданиям был совсем невысок.
Согласно теории Левина, это объясняется тем, что квазипотребности могут находиться в состоянии
коммуникации, при которой энергия из одной системы переходит во вторую. Для дифференцированной
психики взрослого человека характерна высокая степень коммуникации квазипотребностей (заряженных
систем). Что же касается детей и умственно отсталых людей, чья психика не обладает значительной
дифференцированностью, то они часто возвращаются к незавершенным заданиям, даже если те были
заменены однородными. Это объясняется затруднением процесса коммуникации между напряженными
Hosted by uCoz