Navigation bar
  Print document Start Previous page
 629 of 726 
Next page End  

вклад в науку», а в 1989-м — награду Совета директоров программ клинической психологии
университетов «За выдающийся вклад в клиническую подготовку».
Основные концепции
Основной задачей теории социального научения Роттера является прогноз целенаправленного
поведения человека в сложных ситуациях. Будучи интеракционистом, Роттер считает, что люди
взаимодействуют со значимой для них окружающей средой (Rotter, 1982). Реакция человека на события
окружающей среды зависит от значения или важности, приписываемых этим событиям. Подкрепления
зависят не только от внешних стимулов, они получают свое значение благодаря мыслительным
способностям человека. Точно так же и свойства личности, такие как потребности или черты, не могут
быть единственной причиной поведения. Роттер полагал, что человеческое поведение проистекает из
взаимодействия факторов окружающей среды и личностных характеристик.
Согласно предположению Роттера, личность в основе своей едина,
то есть обладает
относительной стабильностью (Rotter, 1982), однако ее свойства не являются установленными или
определенными в какой-то конкретный период развития, наоборот, их можно изменять или
модифицировать до тех пор, пока человек способен учиться. Хотя накопление предшествующих
впечатлений придает личности некоторую стабильность, мы всегда подвластны изменениям через
новые впечатления. Мы учимся на прошлом опыте, но он не является абсолютной константой, а
меняется под влиянием новых впечатлений, которые воздействуют на восприятие в каждый данный
момент. То есть личность формируется путем научения (Rotter, 1982).
Отвергая мнение, что люди движимы в первую очередь стремлением уменьшить напряжение
или получить удовольствие, Роттер настаивает на том, что наиболее правильно объяснить человеческое
поведение можно ожиданиями людей, что их действия приблизят их к цели. В этом смысл
сформулированного Роттером эмпирического закона воздействия (empirical law of effect),
согласно
которому наиболее сильные подкрепления при прочих равных условиях люди получают тогда, когда их
поведение продвигает их по направлению к предполагаемой цели. По мнению Роттера, мотивация
человеческих действий целенаправленна (Rotter, 1982).
В качестве критерия для оценки подкреплений люди используют свое ощущение относительно
того, насколько им удалось продвинуться к предполагаемому событию. Таким образом, человек способен
предвидеть события. На этих пяти общих предположениях Роттер построил теорию личности, которая
старается предсказать человеческое поведение.
Предсказание целенаправленного человеческого поведения
Роттер предположил, что достаточно точные предсказания поведения людей в конкретных
ситуациях можно сделать, анализируя четыре переменные: поведенческий потенциал, ожидания,
ценность подкрепления и психологическая ситуация. Поведенческий потенциал (Behavior potential)
относится к вероятности реализации данного поведения в конкретной ситуации; ожидания (expectancy)
— мнение человека о том, получит ли он подкрепление; ценность подкрепления (reinforcement value)
предпочтение, оказываемое человеком определенному подкреплению; психологическая ситуация
(psychological situation)
представляет собой сложную структуру сигналов, которые личность получает в
определенный период времени.
Поведенческий потенциал
Согласно определению Роттера, поведение состоит «из моторных акций, познания, вербального
поведения, невербально выраженного поведения, эмоциональных реакций и так далее», то есть
включает любую реакцию, условную или безусловную, которую можно наблюдать или измерить, прямо
или косвенно. Важнейшим фактором для предсказания действий является поведенческий потенциал
«вероятность того, что любое данное поведение будет иметь место в определенной ситуации или
Hosted by uCoz