Navigation bar
  Print document Start Previous page
 632 of 726 
Next page End  

связанных с ними будущих подкреплений, они обычно предстают в виде цепочек подкреплений
подкреплений (reinforcement reinforcement sequences),
которые Роттер (1982) рассматривает как
группы подкреплений.
При прочих равных условиях, потребности или цели, обладающие большей ценностью
подкрепления, наиболее желательны. Пытаясь удовлетворить потребность или достичь цели, люди
предполагают, что добьются желаемого, если будут вести себя определенным образом. Одного желания,
однако, недостаточно для того, чтобы предсказать поведение. Вероятность или потенциал любого
поведения — это функция одновременно ожиданий и ценности подкрепления, а также психологической
ситуации.
Психологическая ситуация
По определению Роттера, психологическая ситуация — это «сложный набор взаимовлияющих
стимулов, воздействующих на личность в течение определенного периода времени» (Rotter, 1982, р.
318). Фактически это та часть внутреннего и внешнего мира, которая воспринимается человеком. Она не
равнозначна внешним стимулам, хотя события физической среды обычно важны для психологической
ситуации.
Если бы поведение определялось исключительно физическими стимулами, тогда два человека
реагировали бы точно одинаково на одинаковые стимулы. Если бы только свойства личности были
ответственны за поведение, тогда человек всегда реагировал бы последовательно и характерно даже на
различные события. Поскольку ни одно из этих условий не выполняется, что-то иное, а не окружающая
среда или черты личности, должно воздействовать на поведение. В теории социального научения
Роттера выдвигается гипотеза, что решающим фактором в формировании поведения является
взаимодействие личности и ее среды.
Люди действуют не в вакууме, они отвечают на стимулы воспринимаемой ими окружающей
среды. Эти стимулы определяют для них конкретные ожидания, включенные в цепочки подкреплений
поведения, также как и в цепочки подкреплений подкреплений. Временной период воздействия стимулов
может колебаться от моментального до весьма длительного; психологическая ситуация, таким образом,
не ограничена во времени. Например, семейное положение человека может быть относительно
постоянным в течение долгого срока, тогда как психологическая ситуация водителя, потерявшего
контроль над машиной на обледенелой дороге, может быть очень кратковременной. При определении
вероятности данной реакции психологическую ситуацию следует рассматривать вместе с ожиданиями и
ценностью подкреплений.
Основная формула предсказаний
В 1967 году, для того чтобы прогнозировать потенциал данного поведения в специфической
ситуации, Роттер предложил так называемую основную формулу предсказаний:
ПовП
x,С1,Па
= f (О
x,Па,С1
& ЦП
a,С1
)
Эта формула читается следующим образом: потенциал реализации Поведения (Пов) x в Ситуации
(С)1
по отношению к Подкреплению (П) a
есть функция ожидания (О), что Поведение х приведет к
получению Подкрепления а в Ситуации 1, где (ЦП) ценность подкрепления (Rotter & Hochreich, 1975).
Формула представляет собой скорее идеальный, чем практический способ предсказаний, и подставить в
нее какие-либо точные значения невозможно. Представим себе, что наша студентка Алиса слушает
длинную и скучную лекцию одного из профессоров. Учитывая внутренний стимул — скуку и внешний
стимул — дремлющих вокруг однокурсников, какова вероятность того, что Алиса отреагирует тем, что
опустит свою голову на парту и попытается заснуть? Ее поведение не определяется исключительно
психологической ситуацией, но взаимодействием этой ситуации с ожиданием получения подкрепления
и ценностью подкрепления в виде сна в данной конкретной ситуации. Попробуем оценить
поведенческий потенциал Алисы по основной формуле предсказаний целенаправленного поведения
Роттера. Вероятность (поведенческий потенциал или ПовП) того, что Алиса опустит голову на парту
(поведение х),
слушая скучную и унылую лекцию и наблюдая дремлющих одноклассников
Hosted by uCoz