Navigation bar
  Print document Start Previous page
 644 of 726 
Next page End  

сомнения в применимости психоаналитической теории и понимание необходимости привлечения
эмпирических свидетельств для оценки любых утверждений психологии.
С 1953 по 1956 год Мишел продолжил свое обучение в аспирантуре Государственного
университета в Огайо. В то время психологический факультет университета в Огайо неформально
разделился на две группы, поддерживающие двух наиболее влиятельных профессоров — Джулиана
Роттера и Джорджа Келли. В отличие от многих студентов и аспирантов, твердо занимавших одну или
другую позицию, Мишел одинаково увлекался и Роттером и Келли и учился у обоих. Вследствие этого в
когнитивно-социальной теории Мишела проявилось влияние как теории социального научения Роттера,
так и когнитивной теории личных конструктов Келли. Роттер научил Мишела понимать важность
исследований, направленных на улучшение диагностических техник и измерение эффективности
терапевтических методов; а Келли — видеть в участниках психологических экспериментов таких же
мыслящих и чувствующих людей, как и психологи, наблюдающие их.
Получив докторскую степень в Огайо, Мишел некоторое время занимался кросскультурными
исследованиями. С 1956 по 1958 год он провел много времени на Карибских островах, изучая
религиозные культы, практикующие техники овладения духом, а также занимаясь исследованием
отсрочки удовлетворения (delay of gratification) в условиях взаимодействия различных культур. Там он
утвердился в намерении узнать больше о том, почему люди предпочитают будущие, но высоко ценимые
ими вознаграждения немедленным, но менее ценным. Большинство из его позднейших исследований
так или иначе касались этой темы.
Затем Мишел два года преподавал в университете штата Колорадо, а потом перешел на факультет
общественных отношений Гарварда, где его интерес к теориям личности и диагностике усилился
благодаря дискуссиям с Гордоном Оллпортом (Hordon Allport), Генри Мюррэем (Henry Murray), Дэвидом
Мак-Клеландом (David McCleland) и другими учеными, работавшими там. В 1962 году Мишел переехал в
Стэнфорд, где начал работать вместе с Альбертом Бандурой. После двадцати лет жизни в Стэнфорде
Мишел вернулся в Нью-Йорк и стал преподавать в Колумбийском университете, где он остается и
сегодня, активно занимаясь исследованиями и оттачивая свою когнитивно-социальную теорию.
Преподавая в Гарварде, Мишел познакомился с Гарриет Нерлав, аспиранткой отделения
когнитивной психологии, и женился на ней. У них родились три дочери, и, хотя этот брак и закончился
разводом, он все же внес свой вклад и в психологию: Мишелы совместно выпустили несколько научных
трудов (Н. N. Mischel & W. Mischel, 1973; W. Mischel & H. N. Mischel, 1976, 1983). Наиболее значительная
ранняя работа Мишела — «Личность и диагностика» (Personality and Assessment,
1968), которая
появилась как продолжение его исследований по выявлению людей, способных стать успешными
волонтерами Корпуса Мира. Работая консультантом в Корпусе Мира, он видел, что люди способны
сами предсказывать свое поведение не менее успешно, чем стандартизированные тесты. В книге
«Личность и Диагностика» Мишел доказывал, что черты личности плохо годятся для предсказания
действий человека в различных ситуациях и что собственно ситуация больше влияет на поведение, чем
характерные черты. Эта книга потрясла многих клинических психологов, которые утверждали, что
невозможность предсказать поведение в разных ситуациях, не обладая информацией о профиле
личности, происходит от неточности и недостоверности способов определения черт. Некоторые
считали, что Мишел пытался ниспровергнуть концепцию стабильных личностных черт и даже отрицать
существование личности. Позже Мишел (1979) отвечал своим критикам, что он отвергает не черты
личности как таковые, а обобщенные черты, которые противоречат существованию индивидуальности и
уникальности каждого человека.
Наиболее известная книга Мишела «Введение в теорию личности» (Introduction to Personality,
1971) переиздавалась в 1976, 1981, 1986 и 1993 годах. За свои научные работы Мишел получил
несколько наград, в том числе премию «Выдающемуся ученому» от клинического подразделения
Американской психологической ассоциации (АПА) в 1978 году и награду АПА «За выдающийся вклад в
науку» в 1982 году.
Основные понятия
Hosted by uCoz