Navigation bar
  Print document Start Previous page
 646 of 726 
Next page End  

Для успешного взаимодействия в социуме людям необходимо как-то предсказывать поведение
окружающих. Чтобы выяснить, каким образом это происходит, Мишел и Райт (Wright) в конце 80-х годов
провели ряд лабораторных исследований. Они опрашивали 8- и 12-летних детей, а также взрослых,
предлагая им сказать все, что они знают о «целевых» группах детей. Как взрослые, так и дети отмечали
разнообразие в поведении других людей, но взрослые говорили более определенно об условиях, при
которых конкретное поведение может иметь место. Если дети ограничивали свои описания такими
словами, как: «Чарли иногда бьет других детей», то взрослые приводили более точные формулировки,
например: «Чарли дерется, когда его провоцируют». Эти результаты подтверждают, что люди
действительно видят взаимосвязь между ситуацией и поведением и что они интуитивно следуют
сформулированной Мишелом обусловленной модели влияния черт личности.
Вместе с тем эти исследования вновь подтвердили выявленную уже ранее тенденцию обработки
информации, которую Мишел определил как парадокс
последовательности (consistency paradox).
Парадокс состоит в том, что не только обычные люди, но даже профессиональные психологи
интуитивно верят в относительную последовательность человеческого поведения, в то время как
непосредственный опыт доказывает, что поведение бывает очень разнообразным. Многим людям
кажется самоочевидным, что персональные расположения черт, такие как агрессивность, скупость,
пунктуальность и тому подобные, являются глобальными чертами, объясняющими многое в нашем
поведении. Мы выбираем человека на государственную должность, потому что ему якобы свойственны
честность, надежность, решительность и прямота, работодатели и менеджеры по персоналу ищут
работников пунктуальных, лояльных, склонных к сотрудничеству, работоспособных, организованных и
общительных. Многие полагают, что такие черты будут проявляться в течение длительного периода
времени и в разнообразных ситуациях. Мишел (1990)
утверждал, что такие люди, в лучшем случае,
наполовину правы. Он признавал, что некоторые основные черты действительно остаются
неизменными долгое время, но отрицал, что их проявления можно обобщать от одной ситуации к
другой.
Предсказаниями поведения Мишел заинтересовался еще в 60-х годах, обследуя волонтеров во
время своей работы консультантом Корпуса Мира (на основании этих данных была написана его
знаменитая книга «Личность и Диагностика». Мишел обнаружил, что оценочный комитет из трех
человек, имевший в распоряжении информацию, полученную с помощью трех различных шкал, не мог с
достаточной достоверностью предсказать, насколько успешной будет деятельность людей, собиравшихся
работать учителями в составе Корпуса. Корреляция между суждениями комитета и действительной
работой учителей составляла не более 20%. В своей книге Мишел утверждал, что корреляция порядка
30% между различными измерениями одной и той же личностной черты, так же как и между
совокупностями черт и следующим из них поведением, представляет собой наименьшее значение
корреляции, при котором можно говорить о личностном профиле. Таким образом, относительно низкая
корреляция между чертами и поведением является результатом не низкой надежности диагностических
инструментов, а непоследовательности поведения. По мнению Мишела, специфичное поведение не
имеет жесткой связи с персональными чертами.
Что же необходимо знать для того, чтобы предсказать целенаправленное поведение человека в
конкретной ситуации, не оказавшись жертвой парадокса последовательности? С точки зрения Мишела,
главным является взаимодействие ситуативных переменных и личностных качеств. Хотя поведение
может иногда казаться непоследовательным, понимание переменных ситуации и личных качеств
помогает обнаружить схему варьирования внутри относительно стабильных свойств личности. В
упрощенном виде прогностическую формулу Мишела можно записать в виде выражения на одном из
языков программирования:
If A Then X
Else If B Then Y
«Если A то X; иначе, если В то но Y», где X и Y реакции, а A и B сочетание личностных
переменных и воздействующей на человека ситуации.
Когнитивно-аффективная система личности
Hosted by uCoz