Navigation bar
  Print document Start Previous page
 650 of 726 
Next page End  

что они связаны для человека с положительными эмоциями, такими как безопасность, привязанность к
дому и любовь к матери.
Эмоциональные реакции
В 1973 году Мишел предложил набор из пяти частично перекрывающих друг друга личностных
переменных для определения поведения. Эти личностные переменные смещали ударение с того, что
человек имеет (например, с глобальных черт), на то, что он делает в конкретной ситуации. Причем,
подобно роттеровскому определению поведения, то, что человек делает, включает не только
непосредственно действия, сюда входят такие когнитивные и аффективные (то есть эмоциональные)
качества, как мышление, планирование, способность чувствовать и оценивать.
Однако первичный набор личностных переменных не перекрывал все психологические и
физиологические характеристики людей, которые являются причиной их взаимодействия с окружающей
средой, и Мишелу пришлось дополнить список важнейших когнитивно-аффективных единиц
эмоциональными реакциями.
Эмоциональные или аффективные реакции (affective responses)
включают эмоции, чувства и психологические реакции. Мишел и Шода (1995) считают эмоциональные
реакции неотделимыми от условий, в которых они происходят, и рассматривают эту объединенную
когнитивно-аффективную единицу как основную.
Важность эмоциональных реакций состоит в том, что они оказывают влияние на каждую из
когнитивно-аффективных единиц. Мишел и Шода писали по этому поводу (1995):
«Когнитивно-аффективные представления не являются дискретными, не связанными
единицами, просто вызывающими отдельные «реакции». Эти когнитивные представления и
эмоциональные состояния динамически взаимодействуют друг с другом и взаимно влияют друг на
друга, и эта организация отношений между ними формирует ядро структуры личности, которая
руководит ими и ограничивает их импульсы» (р. 253).
Эмоциональные реакции не существуют изолированно. Например, наше понятие о себе включает
определенные позитивные и негативные чувства (feelings).
«Я вижу себя способным студентом
факультета психологии, и это радует меня». «Я не очень хорошо знаю математику, и это мне не
нравится». Точно так же наши компетентности и стратегии совладания (coping strategies), наши
убеждения и ожидания, наши цели и ценности расцвечиваются нашими эмоциональными реакциями.
Ситуативные переменные
Вторая составляющая, необходимая для предсказания человеческого поведения, помимо
когнитивно-аффективных единиц,
это ситуативные переменные (situational variables),
в число
которых входят все стимулы, получаемые человеком в определенной ситуации. В процессе
формирования поведения ситуативные переменные взаимодействуют с личными качествами. Мишел
(1973) утверждал, что ситуации «воздействуют на поведение постольку, поскольку они влияют на такие
личностные переменные, как индивидуальный способ кодирования человека, его ожидания,
субъективная ценность стимулов или способность генерировать схемы реагирования (responce patterns)»
(p. 276).
Мы можем определить относительное влияние ситуативных переменных и свойств личности,
наблюдая сходства и различия в реакциях людей в данной ситуации. Когда разные люди ведут себя
почти одинаково, например во время просмотра эмоциональной сцены в захватывающем кинофильме,
мы делаем вывод, что здесь ситуативные переменные более сильны, чем личностные характеристики. С
другой стороны, на первый взгляд одинаковые события могут вызывать существенно различные
реакции, когда качества личности перекрывают свойства ситуации. Например, несколько рабочих могут
быть одинаковым образом уволены, но их индивидуальные различия приведут к различному
поведению, в зависимости от того, насколько каждый из уволенных рабочих ощущает необходимость
работать, насколько он уверен в своей квалификации и как высоко он оценивает свои шансы найти
другую работу.
Взаимодействие ситуации и разнообразных свойств личности играет значительную роль в
Hosted by uCoz