Navigation bar
  Print document Start Previous page
 654 of 726 
Next page End  

психологического исследования личности — установить законы, по которым люди ведут себя во всех
видах социальных ситуаций и общих ситуаций среды... Личность... связана со всем поведением
индивида, как внешним, так и внутренним» (Cattell, 1950, р. 2-3). [Здесь и далее цитаты из Personality: A
systematic, theoretical, and factual study («Личность: системное фактическое и теоретическое
исследование», 1950) даны в переводе И. Б. Гриншпун.]
Вклад, сделанный Кэттеллом в психологию за семьдесят с лишним лет научной работы,
поистине неоценим. Сам ученый, однако, скромно признает, что его теория личности до сих пор не
избавлена от «белых пятен», и считает, что «их заполнение зависит только от того, насколько психологи
практически готовы приступить к решению входящих сюда достаточно сложных вопросов». При этом
Кэттелл добавляет, что у него «нет сомнений относительно твердости теории, так как она построена на
основе результатов измерений структур и процессов» (Cattell, 1993, р. 110).
Биографический экскурс
Раймонд Бернард Кэттелл (Raymond Bernard Cattell) родился 20 марта 1905 года в английском
городе Стаффордшире, в добропорядочной викторианской семье. Раймонд был средним из троих
сыновей, мать всегда брала его под свою защиту, а отец сосредоточил свое внимание на старшем
ребенке. Пользуясь относительной свободой, юный Раймонд часто бродил по берегу моря или
исследовал побережье на лодке, управлять которой он выучился еще в раннем детстве.
В годы Первой мировой войны Кэттелл был еще слишком молод, чтобы стать солдатом, но видел
опустошение, которое несла с собой война, и поезда, переполненные ранеными, истекающими кровью.
От спокойствия его детства не осталось и следа: «Постоянно и беззвучно в мою жизнь входило
неизменное чувство серьезности, основанное на ощущении, что вряд ли позволительно быть менее
самоотверженным, чем эти раненые солдаты, и новом чувстве для мальчишки — быстротечности
человеческой жизни и необходимости совершенствования ее по мере возможности» (Cattell, 1974, р. 63).
В 1921 году, когда ему было 16 лет, Кэттелл поступил в Королевский Колледж Лондонского
университета и через три года закончил его с отличными оценками. Специальностью Кэттелла в
колледже была химия и физика, но его интересы простирались гораздо дальше, затрагивая в том числе и
социальные проблемы. К моменту получения степени бакалавра будущий ученый понял, что хочет
заниматься психологией, и потому, вопреки советам однокурсников, продолжил свое образование в
этой области. В 1929 году он получил в Лондонском университете степень доктора философии, а
несколько позже — доктора естественных наук. Будучи аспирантом, Кэттелл работал в лаборатории
Чарльза Спирмена (Charles Spearman), выдающегося британского психолога, выдвинувшего в 1904 году
основные идеи факторного анализа,
а в то время занимавшегося монументальным исследованием
человеческих способностей.
Защитив диссертацию, Кэттелл стал лектором в Университетском колледже Юго-Запада, в
городе Экзетер, и работал там до 1932 года, пока не переехал в Лейсестер, где при городской
психиатрической больнице только что открылась детская клиника. Пять лет, проведенные им в качестве
директора клиники, Кэттелл занимался в основном административной и клинической работой, но все
же провел ряд исследований, касающихся измерения интеллекта, и опубликовал за это время несколько
статей и одну книгу. К 1937 году Кэттелл понял, что его научные замыслы могут быть реализованы не в
клинике, а только в университете.
На тот момент в Англии существовало лишь шесть университетских психологических кафедр, и
Кэттелл принял предложение Э. Торндайка (E. L. Thorndike) стать его ассистентом в Колумбийском
университете. Кэттелл не хотел покидать Англию и поначалу не собирался оставаться в Америке дольше
чем на год. Однако, закончив свою работу в Колумбии, он перешел в университет Кларка в городе
Уорчестер, штат Массачусетс, где возглавил кафедру, позже ставшую известной как «Кафедра Стэнли
Холла». Затем, продолжая поиски места, которое подходило бы для проведения психологических
исследований, Кэттелл перешел преподавать в соседний Гарвард, где познакомился с Г. Оллпортом,
споры с которым оказали большое значение на формирование новой теории.
Во время Второй мировой войны Кэттелл работал на Министерство обороны США над
Hosted by uCoz