Navigation bar
  Print document Start Previous page
 668 of 726 
Next page End  

Табл. 26.4. Экспериментально обнаруженные эрги
Название цели
Эмоция
Степень достоверности
фактора
Поиск пищи
Голод
Достоверно определены
Поиск сексуального партнера
Секс
Общение
Одиночество
Забота родителей о детях
Жалость
Исследование окружающего мира
Любопытство
Стремление к безопасности
Страх
Самоутверждение
Гордость
Нарциссический секс
Чувственность
Агрессивные действия
Гнев
Стяжательство
Алчность
Обращение за помощью
Отчаяние
Независимость не доказана
Отдых
Сонливость
Создание нового
Желание творить
Самоуничижение
Скромность
Отвращение
Отвращение
Сомнительные факторы
Смех
Веселье
(Источник: R. В. Cattell & P. Kline, The Scientific Analysis of Personality and Motivation, 1977. Copyright © 1977,
Academic Press.)
Семы
Помимо врожденных динамических черт, каждый индивид обладает большим количеством
приобретенных, усвоенных в культурной среде. Семы (sems),
то есть выученные или приобретенные
динамические черты — третий компонент теории мотивации Кэттелла. Семы (сокращение от
английского названия «социально сформированные проводящие структуры эргов» [socially shaped ergic
manifolds]) берут свою энергию из эргов и придают аттитюдам некоторую организацию и стабильность.
Вспомним, что аттитюд — это определенные действия или желание действовать определенным
образом в определенной ситуации и что происхождение аттитюдов обычно можно проследить до
первичного, врожденного побуждения, то есть одного из эргов. Промежуточные цели, связывающие
аттитюд с изначальным эргом, и называются семами. В случае Александра, который хочет заниматься
французским вместе с одноклассницей, мы видим, что его активное желание заниматься является
аттитюдом, а изначальная цель — заработать на пропитание, то есть добыть пищу, — это эрг. Комплекс
промежуточных целей, соединяющих аттитюд и эрг, включает в себя различные семы (см. рис. 25.3).
Например, желание Александра укрепить свою репутацию способного ученика является частью его
самоощущения (self-sentiment), а его желание изучать французский вместе с подругой косвенно связано с
эргом одиночества. Один эрг может обслуживаться несколькими семами. Например, и «Я»
(самоощущение) и «Супер-Я» имеют отношение к эргу гордости. Поскольку мотивация, как правило,
комплексная, также вполне вероятно, что один сем может удовлетворять несколько эргов. Например,
сем семьи и дома служит как эргу секса, так и эргу одиночества.
«Семы — основные приобретенные структуры динамических черт, заставляющие своих
обладателей уделять внимание определенным объектам или классам объектов, чувствовать их
определенным образом и реагировать на них определенным образом» (Cattell, 1950, р. 161).
Кэттелл описал довольно много семов, но наиболее строго обусловлены математически и
наиболее важны с клинической точки зрения те из них, которые схематически изображены на рис. 26.3,
а именно «дом и семья», «супруг или друг (подруга)», «самоощущение», «Супер-Я» и «религия». Сем
«самоощущение» (self-sentiment) имеет особое значение из-за его решающей роли в объединении прочих
семов в единый комплекс мотиваций. Самоощущение — психометрический эквивалент клинического
Hosted by uCoz