Navigation bar
  Print document Start Previous page
 693 of 726 
Next page End  

ярко проявляющиеся диспозиции берут свою мотивацию от основных потребностей (needs) и
побуждений (drives). Оллпорт говорил о диспозициях, которые ощущаются менее сильно, как о
стилистических диспозициях (stylistic dispositions),
даже если они и имеют некоторую мотивационную
силу. Стилистические диспозиции руководят (guide)
действиями, тогда как мотивационные —
вызывают (initiate)
действия. Примером стилистической диспозиции может служить безупречный
внешний вид человека. Мотивом носить одежду является потребность человека находиться в тепле,
манера (manner) одеваться, присущая разным людям, определяется их стилистическими персональными
диспозициями (Allport, 1961).
Некоторые диспозиции являются явно стилистическими, а другие, очевидно, основаны на
сильно ощущаемой потребности и, таким образом, должны быть отнесены к мотивационным. Между
мотивационными и стилистическими диспозициями нельзя провести никакой четкой границы, потому
что и те и другие обладают некоторой мотивационной силой. Однако понятно, что, например,
вежливость — это стилистическая диспозиция, в то время как еда — более мотивационная. Как человек
ест (его стиль), зависит, хотя бы отчасти, от того, насколько он голоден, но также зависит и от силы его
стилистических расположений. Обычно вежливый, но голодный человек может отбросить хорошие
манеры, когда он ест в одиночестве, но если диспозиция к вежливости достаточно сильна в нем и если
присутствуют другие люди, тогда этот человек, возможно, будет соблюдать этикет и вежливость, даже
если очень проголодался.
Те диспозиции, и мотивационные и стилистические, которые находятся в центре личности,
ощущаются человеком как важная часть себя. Это то, о чем человек говорит: «Это я» или «Это мое».
Характеристики, которые человек называет «именно мои», относятся к понятию проприума (Allport,
1961).
Проприум (собственное)
Оллпорт использовал термин проприум (proprium)
для обозначения типов поведения и
характеристик, которые мы воспринимаем как близкие, центральные и важные для нашей жизни. В
качестве центра личности проприум включает те стороны личности, которые рассматриваются как
важные для чувства самоидентификации (self-identification)
и самовозвышения (self-enhancement)
(Allport, 1955). В понятие проприума входят ценности человека, так же как и та часть сознания, которая
является характерной для конкретной личности и соответствует убеждениям взрослого человека.
Только что родившийся младенец, утверждал Оллпорт, не имеет проприума и личности, потому
что у него еще нет никаких характерных моделей поведения и мышления. Таким образом,
новорожденный — это лишь потенциальная личность, которая может строиться на основе его
генетических данных. В отличие от большинства психологов, Оллпорт считал первый год жизни
наименее важным. Ощущение себя как личности, развиваясь от момента рождения до зрелых лет,
проходит несколько стадий, частично перекрывающих друг друга и образующих единый
последовательный ряд.
«Первый год жизни наименее важен для личности — при условии, что не возникает серьезного
вреда для здоровья» (Allport, 1961, р. 78).
Оллпорт рассматривает следующие семь аспектов проприума, проявляющиеся на
последовательных стадиях формирования личности: ощущение своего тела (bodily sense),
чувство
постоянной самоидентификации (self-identity), самоуважение (self-esteem), расширение своей личности
(extension of self),
образ себя (self-image),
рациональная личность (rational self)
и собственные
стремления (propriate strivings).
Ощущение своего тела
Самый ранний из центральных аспектов личности — это ощущение своего тела (bodily sense)
(Allport, 1961). Он первым появляется у младенца, и всю последующую жизнь наше тело предоставляет
нам материал для осознания себя. Когда я поранил руку, я знаю, что кровь и боль «именно мои». Они не
принадлежат больше никакому другому человеку и дают мне телесное ощущение себя.
Hosted by uCoz