Navigation bar
  Print document Start Previous page
 700 of 726 
Next page End  

рассмотрения, так как они тоже важны. Пусть, например, Александр интеллигентен, интровертен и
мотивирован сильным стремлением удовлетворить какие-то свои потребности, тогда уникальный
способ, которым его интеллигентность связана с интровертностью и с стремлением к своим целям,
образует структурный шаблон (паттерн). Подобные индивидуальные шаблоны и являются предметом
морфогеничной науки.
Оллпорт перечислил значительное количество методов, которые могут быть использованы
морфогеничной психологией; некоторые из них полностью морфогеничны, другие — лишь частично.
Примерами полностью морфогеничных, индивидуальных методов являются словесные записи, в том
числе беседы, сны и признания, дневники и письма, персонализированные вопросники и личностные
шкалы, а также экспрессивные и проективные документы, включающие письменные работы,
художественное творчество, автоматическое письмо и рисунки, рукопожатие, манеру говорить, жесты,
почерк, походку и автобиографии.
Полуморфогеничные методы включают самооценочные шкалы, такие, как определительный
проверочный список, стандартизированные тесты, использующие методику, в которой люди
сравниваются с самими собой, а не с нормативной группой, «Исследование ценностей» (1960)
Оллпорта—Вернона—Линдзи (Allport—Vernon—Lindzey, Study of Values) и технику Q-сортировки (Q sort
technique) Стефенсона (1953).
Оллпорт говорил, что «мы слишком часто упускаем из виду богатейший источник данных, а
именно то, что субъект знает о себе сам» (1962, р. 413). В отличие от многих психологов, Оллпорт
предпочитал рассматривать как правду заявления о себе большинства участников экспериментов. Он
считал, что психолог, который хочет изучать персональную динамику людей, должен просто
спрашивать их, что они думают о себе. Ответы на прямые вопросы должны рассматриваться как
достоверная информация, даже если опрашиваемый — маленький ребенок, психотик или личность,
склонная к самозащитному поведению.
Пример морфогеничного подхода: «Письма Дженни»
Значение морфогеничного подхода Оллпорта к выявлению личностных диспозиций отдельного
человека лучше всего иллюстрируют его знаменитые «Письма Дженни» (Letters from Jenny).
Письма
Дженни Гоув Мастерсон (вымышленное имя) рассказывают историю пожилой женщины и ее горячего
чувства любви-ненависти по отношению к своему сыну Россу. Начиная с марта 1926 года (когда ей
было 58 лет) и заканчивая октябрем 1937 года (когда она умерла), «Дженни» написала 301 письмо
бывшему соседу Росса по комнате в колледже Глену и его жене Изабель. (В 1993 году Дэвид Винтер
(David Winter) представил исчерпывающие доказательства того, что «Глен» и «Изабель» — это на самом
деле Гордон и Ада Оллпорт, и что изучение Оллпортом этих писем, возможно, натолкнуло его на мысль
о ценности морфогеничного материала.) Оллпорт впервые опубликовал выдержки из этих писем в 1946
году под названием «Письма неизвестной» (Anonimous, 1946), а затем еще раз напечатал их более
детально (Allport, 1965) и неоднократно использовал выдержки из этих писем как педагогический
материал в своих курсах, посвященных проблемам личности.
Дженни была старшей из семи детей, у нее было пять младших сестер и один брат. Когда ей было
восемнадцать лет, их отец умер и Дженни вынуждена была бросить школу и идти работать, чтобы
помогать семье. Когда младшие сестры и брат выросли и могли сами себя обеспечивать, Дженни,
которую всегда считали склонной к бунтарству и независимости, вступила в брак с разведенным
мужчиной. Это привело молодую женщину к еще большему отчуждению от ее консервативно
религиозной семьи.
Всего лишь после двух лет семейной жизни ее муж умер, а через месяц родился ее сын Росс. В
течение последующих семнадцати лет Дженни была вполне довольна своей жизнью. Ее мир вращался
вокруг сына, и она много и упорно работала, желая быть уверенной, что у него есть все, что он хочет.
Она говорила Россу, что, исключая искусство, мир — ничтожнейшее место и что ее долг — жертвовать
собой ради него, потому что она ответственна за его существование.
Когда Росс уехал учиться в колледж, Дженни продолжала экономить, чтобы расплатиться по
всем счетам. Но как только Росс начал интересоваться женщинами, идиллические отношения матери и
Hosted by uCoz