Navigation bar
  Print document Start Previous page
 708 of 726 
Next page End  

Оглядываясь вокруг, Мэй видел, что больные, которые смирились со своим положением, угасали на
глазах, тогда как те, что боролись, обычно выздоравливали. Именно на основании собственного опыта
борьбы с недугом Мэй делает вывод о необходимости активного вмешательства личности в «порядок
вещей» и свою собственную судьбу.
«До тех пор пока я не выработал в себе некую «борьбу», некое чувство личной ответственности
за то, что именно я являюсь тем человеком, который болен туберкулезом, я не мог достичь никакого
продолжительного прогресса» (May, 1972, р. 14).
Тогда же им было сделано и еще одно важнейшее открытие, которое Мэй затем успешно
использовал в психотерапии. Когда он научился прислушиваться к своему телу, то открыл, что
излечение есть не пассивный, но активный процесс. Человек, пораженный физической или
психической болезнью, должен быть активным участником лечебного процесса. Мэй окончательно
утвердился в этом мнении уже после своего выздоровления, а спустя некоторое время начал внедрять
этот принцип в свою клиническую практику, воспитывая в пациентах способность анализировать себя
и корректировать действия врача.
Заинтересовавшись во время своей болезни феноменами страха и тревоги, Мэй начал изучать
труды классиков — Фрейда и одновременно Кьеркегора [Серен Кьеркегор — один из самых загадочных
и притягательных мыслителей второй половины XIX в. Его идеи не были полностью восприняты
современниками, воспитанными на приземленном прогрессизме «позитивного» знания, поскольку
открывали новую страницу в книге европейской культуры и сеяли семена трагического сомнения в
разумности и стабильности миропорядка. Кьеркегор впервые после долгого перерыва напомнил
человеку о парадоксальности, почти что «невозможности» его существования, о необходимости зла, с
сопротивления которому начинается нравственность. См. подробнее далее, а также: Кьеркегор С. Страх
и трепет. М., 1993. О нем: Шестов Л. Киркегаард и экзистенциальная философия. СПб., 1908; Мир
Кьеркегора: Сборник статей. М., 1994.], великого датского философа и теолога, прямого
предшественника экзистенциализма XX века. Мэй высоко ценил Фрейда, но предложенная Кьеркегором
концепция тревоги как скрытой от сознания борьбы против небытия затронула его более глубоко.
Вскоре после возвращения из санатория Мэй оформил записи своих размышлений о тревоге в
виде докторской диссертации и опубликовал ее под заглавием «Значение тревоги» (The Meaning of
Anxiety,
May, 1950). Тремя годами позже он написал книгу «Человек в поисках себя» (Man's Search for
Himself,
May, 1953), которая принесла ему известность как в профессиональных кругах, так и просто
среди образованных людей. В 1958 году он, в соавторстве с Эрнстом Эйнджелом (Ernest Angel) и Генри
Элленбергером (Henry Ellenberger), опубликовал книгу «Существование: новое измерение в психиатрии и
психологии» (Existence: A New Dimension in Psychiatry and Psychology).
Эта книга знакомила
американских психотерапевтов с основными понятиями экзистенциальной терапии, и после ее
появления движение экзистенциализма стало еще более популярным. Наиболее известная работа Мэя
«Любовь и воля» (Love and Will,
1969 b) стала национальным бестселлером и получила в 1970 году
премию Ральфа Уолдо Эмерсона за эрудицию в области наук о человеке. В 1971 году Мэй получил
премию Американской психологической ассоциации «за выдающийся вклад в теорию и практику
клинической психологии». В 1972 году нью-йоркское Общество клинических психологов наградило его
премией доктора Мартина Лютера Кинга-мл. за книгу «Власть и невинность» (Power and Innocence,
1972), а в 1987 году он получил Золотую медаль Объединения американских психологов «за
выдающиеся работы в области профессиональной психологии в течение жизни».
Мэй читал лекции в Гарварде и Принстоне, в разное время преподавал в Йельском и
Колумбийском университетах, в колледжах Дартмут, Вассар и Оберлин, а также в Новой школе
социальных исследований. Он был внештатным профессором Нью-Йоркского университета,
председателем Совета ассоциации экзистенциальной психологии и членом Попечительского совета
Американского фонда душевного здоровья. В 1969 году Мэй развелся со своей первой женой Флоренс
Де Фриз, с которой они прожили вместе 30 лет. Брак со второй женой Ингрид Кеплер Шолль также
закончился разводом, после чего в 1988 году он связал свою жизнь с Джорджией Ли Миллер —
аналитиком юнгианского направления. 22 октября 1994 года после продолжительной болезни Мэй умер
в городе Тибуроне, штат Калифорния, где он жил с 1975 года.
На протяжении многих лет Мэй был признанным лидером американской экзистенциальной
Hosted by uCoz