Navigation bar
  Print document Start Previous page
 711 of 726 
Next page End  

Бытие-в-мире
Для объяснения природы человека экзистенциалисты придерживаются так называемого
феноменологического подхода. [Феноменология — направление в философии, наряду с
экзистенциализмом сыгравшее важную роль в изменении европейского интеллектуального ландшафта в
XX в. Основателем феноменологии традиционно называют немецкого теоретика познания Эдмунда
Гуссерля (1859—1938), считавшего своей главной задачей изгнание всякого субъективного
психологизма из процесса познания. Основной принцип феноменологии выражен в известном лозунге
«назад к вещам», который Гуссерль сформулировал в своем классическом труде «Идеи к феноменологии
и феноменологической философии» (1913). Отравленное метафизикой сознание индивида должно быть
освобождено от груза чужих суждений и направлено на объект как таковой. Несмотря на кажущиеся
расхождения в подходе к объекту и в оценке психологии как инструмента познания, феноменология и
экзистенциализм тесно связаны и соотносятся как модели научного и художественного описания одних
и тех же закономерностей. Показательно, что непосредственную связь этих направлений олицетворяет
именно ученик Гуссерля Мартин Хайдеггер — мыслитель менее методичный, но гораздо более
одаренный эстетически.]
По их мнению, мы живем в мире, который лучше всего может быть понят с
нашей собственной точки зрения. Когда ученые-догматики рассматривают людей с «внешней» позиции
при помощи системы отвлеченных построений, они в принудительном порядке подгоняют живое
изменяющееся начало и его экзистенциальный мир под удобные и, по возможности, однозначные
теоретические рамки. Основное понятие единства личности и окружающей среды выражается
немецким термином Dasein, который означает «существовать там» и который получил распространение
с началом широкой известности своего автора — Мартина Хайдеггера. Буквально Dasein может означать
«существовать в мире» и обычно переводится как бытие-в-мире. Дефисы в этом термине указывают на
единство субъекта и объекта, личности и мира.
Многие люди страдают от тревоги и отчаяния, вызванных самоотчуждением и безразличием к
своему внутреннему миру. Они не имеют ясного представления о себе и чувствуют себя отделенными
от мира, кажущегося им далеким и чужим, категория Dasein как осознание своего бытия в мире остается
для них недоступной. Стремясь к власти над природой, человек теряет с ней связь: изначальное
единство оборачивается конфликтом, состоянием бесконечной войны с самим собой. Когда человек
слепо полагается на продукты индустриальной революции, он забывает о земле и небе, то есть о
единственном реальном контексте своего бытия. Потеря ориентации в жизненном пространстве и
автоматизм существования ведут к постепенному отчуждению от собственного тела. Узнавая новые
подробности о себе как объекте научного анализа, человек теряет способность управлять столь сложным
механизмом и начинает полагаться на помощь извне — будь то технология, медицина или психиатрия.
Тело оказывается во власти тех, кто располагает информацией о его структуре и функциях, тогда как сам
обладатель тела лишается права распоряжаться своей жизнью. Происходит вручение себя во власть
чужого сознания, что ведет сначала к духовной, а затем и к физической смерти. Вспомним, что Ролло
Мэй начал выздоравливать от туберкулеза только после того, как понял, что больной — это именно он и
никто другой и что единственный способ выжить заключается в том, чтобы вернуться к себе, прервав
летаргическую безмятежность самоотчуждения.
Чувством изолированности и самоотчужденности страдают не только патологически
беспокойные личности, но практически все обитатели современного общества западного типа.
Отчуждение — это болезнь нашего времени, имеющая, по крайней мере, три ярко выраженных
признака: 1) отделенность от природы; 2) недостаток значимых межличностных отношений; 3)
отчуждение от своего подлинного «я». Другими словами, мир, в котором осуществляется бытие, делится
на три сосуществующие ипостаси. Первая из них — это Umwelt [Мэй использует понятие Umwelt
несколько в обход установившейся традиции его употребления и истолкования, что требует небольшого
комментария. Понятие Umwelt впервые ввел в научный оборот И. В. Гете, основываясь на
соображениях И. Ньютона о природе «окружающей среды» (Circumambient medium).
Позднее Т.
Карлейль вновь перевел слово Umwelt на английский язык, обозначив его на этот раз как Environment и
подразумевая всю совокупность явлений природы и культуры, составляющих среду обитания человека.
В немецкой же традиции Umwelt приобрел концептуальное значение в трудах биолога Я. фон Икскюля,
Hosted by uCoz