Navigation bar
  Print document Start Previous page
 713 of 726 
Next page End  

наркотиками, беспорядочные сексуальные связи и прочие типы вынужденного поведения. Небытие
также может выражаться и в слепом следовании ожиданиям нашего окружения, и в общей
враждебности, которая пропитывает наши отношения с людьми.
Ролло Мэй говорил: «Мы боимся небытия и оттого комкаем наше бытие». Страх смерти часто
вынуждает нас жить так, что мы постоянно защищаемся от него, тем самым получая от жизни меньше,
чем могли бы получить, спокойно признавая исход нашего несуществования. Мы избегаем активного
выбора, потому что он основывается на размышлении о том, кто мы есть и чего мы хотим. Мы пытаемся
уйти от страха небытия, замутняя свое самосознание и отрицая свою индивидуальность, но такой выбор
оставляет нас с чувством отчаяния и пустоты. Таким образом, мы избегаем угрозы небытия ценой
сужения рамок нашего существования в мире. Более здоровая альтернатива — стойко встречать
неизбежность смерти и осознавать, что небытие — это неотделимая часть бытия.
Тревога
До того как Мэй в 1950 году опубликовал «Значение тревоги», большинство теорий
придерживались точки зрения, согласно которой высокие уровни тревожности указывают на наличие
невроза или другой формы психопатологии. Непосредственно в ходе написания книги Мэй лично
испытывал постоянную тревогу по поводу своей дальнейшей судьбы. Будучи не уверен в своем
выздоровлении, он к тому же постоянно тяготился своей нетрудоспособностью, а также сознанием того,
что его жена и маленький сын остались без средств к существованию. В книге «Значение тревоги» Мэй
утверждал, что движущей силой поведения человека во многих случаях является чувство страха или
тревоги, которое появляется у него всякий раз при возрастании чувства неопределенности,
неуверенности, зыбкости своего бытия. Неспособность признать смерть помогает временно избавиться
от тревоги или страха небытия. Но это избавление не может быть постоянным. Смерть — это
безусловная составляющая нашей жизни, и, рано или поздно, каждому придется встретиться с ней.
Мэй определял тревогу как «субъективное состояние личности, понимающей, что ее
существование может быть разрушено, что она может превратиться в „ничто“» (1958а, р. 50). Мы
испытываем тревогу, когда осознаем, что наше существование или какие-то ценности, отождествляемые
с ним, могут быть уничтожены. В более поздней работе он выдвинул другое определение тревоги — как
ощущения угрозы, направленной на важные для человека ценности. Тревога, писал Мэй, это «опасение,
вызванное угрозой каким-то ценностям, которые человек считает важными для своего существования
как личности» (1967, р. 72).
Итак, тревога может происходить как из осознания возможности нашего небытия, так и из угрозы
неким жизненно важным ценностям. Она возникает и тогда, когда мы сталкиваемся с препятствиями на
пути реализации своих планов и возможностей. Это сопротивление может стать причиной застоя и
упадка, но оно же может стимулировать изменения и рост.
Свобода не может существовать без тревоги, также как и тревога не может существовать без
осознания возможности свободы. Становясь более свободным, человек неизбежно испытывает тревогу.
Мэй цитировал Кьеркегора, который говорил, что «тревога — это головокружение от свободы».
Тревога, как и головокружение, может быть и приятной и болезненной, и конструктивной и
деструктивной. Она может давать нам энергию и вкус к жизни, но может также парализовать нас и
вгонять в панику. Более того, тревога может быть как нормальной, так и невротической.
Нормальная тревога
Мы живем в, век тревоги. Ни один из нас не может избежать ее воздействия. Расти и
пересматривать свои ценности — значит испытывать нормальную или конструктивную тревогу. Мэй
определял нормальную тревогу (normal anxiety) как «пропорциональную угрозе, не вызывающую
подавления, которой можно конструктивно противостоять на сознательном уровне» (1967, р. 80).
По мере роста и развития индивида от младенчества до старости его ценности меняются, и
каждый раз, поднимаясь на новую ступеньку, он испытывает нормальную тревогу. «Любой рост состоит
в отказе от прежних ценностей, который порождает тревогу» (May, 1967, р. 80). Нормальная тревога
Hosted by uCoz