Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 726 
Next page End  

теоретик подходит к психоаналитическим проблемам со своей позиции и тем самым дает различные
определения и различные объяснения основным понятиям этой области. В результате мы имеем
огромное разнообразие теорий. Например, Мелани Клейн в своих глубоких исследованиях сил,
расщепляющих и организующих психику, дает описание эго, значительно отличающееся от того, которое
предложила Анна Фрейд, изучая защитные механизмы эго. Кроме того, понимание «я», основанное на
врожденном ощущении бытия, как оно разработано Доналдом Уинникоттом, отличается от «я», как его
видит Хайнц Кохут, который считает основополагающими идеализацию и стремления. В
нижеследующем обсуждении мы не ставим перед собой задачу охватить всю работу того или иного
теоретика или предложить собственную концепцию последней, а опишем и проиллюстрируем те идеи,
которые оказали существенное влияние на психоаналитическую традицию. К счастью, большинству
этих идей присущ весомый элемент здравого смысла. При чтении постарайтесь прочувствовать
состояния психики, которые описывает каждый теоретик. Это облегчит вам различение отдельных
подходов и определений.
«Мы не можем не заметить, что при обсуждении человеческой природы мы склонны
использовать одни и те же термины, имеющие значения, которые не просто отличаются друг от друга,
но кажутся несовместимыми. Хуже всего здесь обстоит дело со словами «бессознательное» и «я»»
(Winnicott, 1989, р. 488).
Мелани Клейн (1882—1960)
Мелани Клейн (Melanie Klein) была ключевой фигурой в психоаналитическом движении в
период, когда его интеллектуальный центр переместился из Вены в Лондон. На раннем этапе своей
деятельности она познакомилась с несколькими людьми из так называемого «внутреннего круга»
Фрейда и завоевала их уважение.
Клейн родилась в Вене, но потом перебралась в Прагу, где прошла психоанализ у Шандора
Ференси (Ferenczi), близкого друга и коллеги Фрейда, затем — в Берлин, где она продолжила свой
психоанализ с Карлом Абрахамом (Karl Abraham), основоположником теории ранних детских
психосексуальных стадий, и наконец в 1926 г. — в Лондон, по просьбе Эрнста Джонса, биографа и
ближайшего помощника Фрейда в Англии. Каждый из этих людей по-своему способствовал ее
дальнейшей деятельности: Ференси видел в ней личность с исключительными психоаналитическими
наклонностями и способствовал тому, что она начала глубоко погружаться в эмоциональный мир своих
пациентов; Абрахам поддерживал ее первоначальную работу, даже когда она разошлась во взглядах с
Зигмундом Фрейдом, и вдохновил ее на занятие детским психоанализом; а Джонс предоставил ей
возможность публично изложить свои оригинальные идеи (Grosskurth, 1986). Ее новаторская работа
была в самом разгаре, когда Фрейд, спасаясь от нацистов, прибыл в Лондон в сопровождении своей
взрослой дочери Анны. Начиная с этого времени между Анной Фрейд и Клейн стали возникать споры и
разногласия в отношении того, какие пути понимания и использования психоанализа являются
правильными.
Несмотря на быстрое признание Клейн в качестве исключительно яркого и оригинального
теоретика, ее взгляды стали вызывать критику, когда она расширила рамки исследования
бессознательного. Так, центральную роль в ее мышлении начал играть «инстинкт смерти» — идея
Фрейда, которая была встречена остальными психоаналитиками весьма неблагосклонно. Согласно
Клейн, инстинкт смерти обнаруживает себя в сложных и часто крайне деструктивных фантазиях
маленьких детей. Врожденная агрессивность, которую она наблюдала в играх детей, согласно Клейн,
также является манифестацией инстинкта смерти. Она полагала, что при организации психики
врожденная агрессивность так же важна, как и сексуальное влечение (или даже более важна). Она даже
предположила, что супер-эго, которое, по мнению Фрейда, закладывается в эдипов период, в
действительности появляется в примитивной форме в первые месяцы жизни (Segal, 1973). Анна Фрейд,
в особенности, находила увлечение Клейн доэдиповыми процессами весьма неортодоксальным, и это
расхождение позиций стало частью того досадного личного и теоретического конфликта, который
между ними возник. По-видимому, теории и наблюдения Клейн противоречили более
распространенной идее о том, что наиболее важными организующими факторами психики являются
Hosted by uCoz