Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 726 
Next page End  

сексуальные конфликты в эдипов период. Сам Фрейд занимал нейтральную позицию в этом споре, тем
самым молчаливо одобряя очень разную, но одинаково важную работу обеих женщин. Однако в частной
переписке он замечал, что поддержка Клейн Джонсом в противовес позиции его дочери была
отложенным актом «мести Анне за ее отказ в 1914 г. позволить ему ухаживать за ней» (Young-Bruehl,
1988, p. 172).
«Если мы обретем способность, глубоко в бессознательной части нашей психики, очистить в
определенной степени свои чувства к нашим родителям от обид и простить им ту фрустрацию, которую
нам пришлось испытать, тогда мы сможем жить в мире с собой и любить других в истинном смысле
этого слова» (Klein, 1975. Vol. I, p. 343).
Клейн оставалась непоколебимой в своих описаниях и интерпретациях тех переживаний, с
которыми многие психически больные люди живут все время, а все люди — какое-то время, а именно:
жестоких, злобных и деструктивных фантазий по отношению к людям, в которых они нуждаются и
которых даже любят. Клейн давала объяснение распространенному чувству внезапной ненависти и
неприятия к человеку, который минуту назад был любим. Например, мать может испытывать
побуждение причинить боль своему младенцу, когда тот постоянно капризничает. Дети, а также
подростки и взрослые могут неожиданно отвергнуть любимого человека — мать, друга, подругу или
супруга, потому что он ведет себя не так, как им хочется. Возможно, благодаря тому, что Клейн так
хорошо понимала ненависть, она разбиралась и в любви. Она была первым аналитиком, описавшим
любовь не просто как реализацию эротических желаний, но как настоящую доброту и подлинную заботу
о другом человеке. Она поняла, что проявление сознательной любви неотъемлемо связано с нашими
угрызениями совести из-за деструктивной ненависти. То есть, когда мы осознаем, насколько внутренне
жестокими мы можем быть к тем, кого любим, мы также понимаем, насколько необходимо сохранять те
отношения, которые мы ценим. Таким образом она объяснила одну из величайших тайн, с которой
сталкиваются все люди: что любовь и ненависть — наши индивидуальные небеса и преисподнюю —
нельзя отделять друг от друга.
Одна из наиболее важных идей Клейн состоит в том, что агрессия и любовь выступают в
качестве фундаментальных организующих сил психики. Агрессия расщепляет психику, тогда как любовь
ее цементирует. Ребенок (или взрослый) будет агрессивно «расщеплять» мир, с тем чтобы отвергнуть то,
что он ненавидит, и сохранить то, чего он желает. Постоянное желание ребенка — иметь рядом добрую
и наполненную грудь и отвергать опустошенную, назойливую или безучастную грудь. Таким образом,
Клейн постулировала, что первым организатором психики является процесс разделения. Этому
деструктивному, расщепляющему процессу противостоит другой, организующий процесс, который
производит интеграцию и способствует целостности и любви. Клейн заметила, что ребенок,
проявляющий ненависть к своей матери (хотя бы в фантазиях), со временем попытается восполнить тот
ущерб, который, по мнению ребенка, был им нанесен. Типичный пример этого — ребенок,
предлагающий любимую игрушку в виде дара, с тем чтобы утешить маму, которой он причинил боль в
своих фантазиях. Тем самым мама, которая в сознании ребенка была расщеплена, сольется в единый
образ, объединяющий в себе хорошее и плохое (Klein, 1975, Vol. I).
«Малышу кажется, что желаемое им в фантазиях действительно имело место; то есть ему кажется,
что он на самом деле разрушил объект своих деструктивных импульсов и продолжает его разрушать, —
все это имеет крайне важные последствия для развития его психики» (Klein, 1975, Vol. I, p. 308).
Клейн считала, что эти два процесса являются основополагающими внутри психики. Первый она
назвала параноидно-шизоидным состоянием, поскольку ребенок расщепляет (шизоидное)
грудь на
хорошую и плохую из страха (параноидное).
Второй она назвала депрессивным состоянием, поскольку
после расщепления и «разрушения» матери (в фантазиях) ребенок в состоянии депрессивной
мечтательности представляет себе целостную мать, которая объединяет в себе хорошие и плохие
качества. Эти состояния образуют два полюса психологического функционирования, которые
появляются снова и снова, когда в психику интегрируются новые переживания. Хотя Клейн
критиковали за неуклюжесть этих терминов, нет сомнений, что они описывают реальные переживания,
наблюдаемые у детей и испытываемые взрослыми. Идеи Клейн оказали глубокое влияние на теорию
объектных отношений (object relations theory),
возможно, наиболее популярную область
психоаналитического мышления сегодня. Фундаментом ее теории является идея, что наши отношения к
Hosted by uCoz